Рассмотрим валютный контроль в РФ: как организован, кем проводится, основные принципы и виды контроля.
Содержание
Валютный контроль в РФ: понятие, цели, нормативная база
Валютный контроль — деятельность государства (его органов) по сбору информации о проводимых валютных операциях, состоянии валютного рынка и обеспечению участниками валютного рынка требований, установленных законодательством.
Основная цель валютного контроля — обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Предмет валютного контроля — валютные операции.
Валютный контроль ведут органы валютного контроля: Центробанк, Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба (ФТС): как непосредственно, так и через агентов валютного контроля. Более подробно о них — в статье Органы и агенты валютного контроля.
Нормативная база:
- Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
- Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам… документов и информации…».
Статус индивидуальных предпринимателей в Законе N 173-ФЗ специально не оговорен (как, например, в п. 3 ст. 23 ГК РФ). Поэтому ИП в валютном законодательстве приравниваются к физическим лицам. Тем не менее, некоторые подзаконные акты контролирующих органов предъявляют к ним в рамках валютного контроля те же требования, что и к юридическим лицам.
Виды валютного контроля
Можно выделить следующие виды валютного контроля (на примере контроля со стороны уполномоченных банков):
Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:
- предварительный;
- текущий;
- последующий.
На предварительном этапе банк может предоставить консультации/рекомендации по оформлению операций, которые планирует клиент, в т. ч. в отношении правил оформления внешнеэкономических контрактов, наличия в них обязательных условий и реквизитов.
Текущий контроль — проверка поступлений/списаний денежных средств по валютным счетам, исполнения обязательств по сделке, наличия оправдательных (подтверждающих) документов по всем операциям в рамках контракта, в том числе и при его расторжении (прекращении).
Последующий контроль — процедуры, обусловленные отчетом уполномоченного банка в Центробанк, информирование других органов контроля об операциях клиента, например, ФНС в случае нарушения норм действующего законодательства.
Банковский валютный контроль
Уполномоченные банки являются субъектами валютных сделок, наряду с резидентами и нерезидентами.
Уполномоченный банк — банк, получивший соответствующую лицензию Центробанка на проведение валютных операций.
Банк, открывая текущий валютный счет клиенту, одновременно открывает ему и транзитный валютный счет (п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И). Именно на транзитный счет изначально поступает валютная выручка. Для каждой валюты банк отрывает свой отдельный счет.
Перечень сведений и документов, контролируемых банком, зависит от суммы контракта ВЭД:
- для контрактов на сумму не более 600 тыс. руб. в эквиваленте предусмотрен упрощенный порядок валютного контроля;
- по контрактам, требующим постановки на учет, необходимо представлять в банк документы, подтверждающие исполнение и прекращение обязательств и (или) справку о подтверждающих документах.
Платежи в валюте, перечисления резидента с одного собственного счета на другой проводятся без использования транзитного счета.
Валютный контроль со стороны налоговых органов
ФНС исполняет функции валютного контроля в рамках своей компетенции, руководствуясь НК РФ и валютным законодательством.
На сайте ФНС есть раздел, в котором подробно освещены принципы работы ФНС в этом направлении, даются ссылки на НПА: Главная страница / Иные функции ФНС России / Валютный контроль https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/exchange_controls/.
Налоговые органы:
- проводят проверки соблюдения валютного законодательства участниками ВЭД (кроме кредитных организаций);
- утверждают формы и форматы уведомлений об открытии (закрытии, изменении) реквизитов зарубежных счетов;
- проводят камеральные проверки отчетов по зарубежным счетам. Правила предоставления отчетов закреплены в Постановлении Правительства от 29.12.2005 N
Налогоплательщики:
- при открытии счетов за рубежом информируют о таких фактах ФНС;
- направляют отчеты об операциях по счетам.
Валютный контроль ФТС
Валютный контроль ФТС заключается в контроле операций, связанных с перемещением через границу РФ (ЕАЭС) товаров.
Согласно Положению о таможенной службе, утв. Постановлением Правительства от 23.04.2021 N 636, ФТС:
- контролирует операции по перемещению товаров через таможенную границу ЕАЭС, ввоз/вывоз товаров в/из России, при этом проверяет правомерность таких перемещений;
- проводит аналогичные контрольные процедуры по внешнеторговым бартерным сделкам;
- определяет правила подачи отчетности по вышеуказанным операциям (исключительно по ЭДО).
При проведении всех таможенных процедур ФТС руководствуется Регламентом службы — Приказом ФТС от 17.07.2019 N 1171.
Согласно Регламенту выделяются этапы такого контроля:
- предпроверочный анализ;
- подготовительные процедуры;
- контрольные мероприятия;
- оформление результатов контрольных процедур;
- вынесение решения, в т. ч. выдача предписаний на устранение нарушений.
Проводя контроль, таможенные органы обмениваются информацией с уполномоченным банком, запрашивая документы по сделке. А в случае обнаружения нарушений информируют Центробанк о декларациях с элементами сомнительных или недостоверных сведений.
Штрафы за нарушение валютного законодательства
По итогам валютного контроля на участников валютных операций, допустивших нарушения, могут налагаться штрафы. Штрафные санкции в сфере за несоблюдение законодательства в сфере ВЭД предусмотрены:
- Кодексом об административных правонарушениях (ст. 15.25 КоАП РФ);
- Уголовным Кодексом РФ (ст. 193, 193.1 УК РФ).
Уголовная ответственность наступает, если нарушения значительны.
С 23.02.2022 до конца 2023 года установлены некоторые послабления для случаев, когда несоблюдение норм законодательства обусловлено не действиями участников сделок, а противодействием со стороны недружественных стран (Федеральный закон о внесении изменений в ст. 15.25 КоАП от 19.12.2022 N 518-ФЗ, Письмо ФНС от 03.10.2022 N ШЮ-4-17/13109@). В этот период не будут налагаться штрафы, предусмотренные ч. 1, 4, 4.1, 4.3, 5, 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ.
Размеры штрафных санкций на юрлиц по статье 15.25 КоАП РФ в некоторых случаях:
- неуведомление ФНС об открытии / закрытии иностранных счетов — от 800 тыс. рублей. до 1 млн. рублей;
- подача уведомлений с нарушением срока либо с использованием не утвержденных форм уведомлений — от 50 до 100 тыс. рублей;
- неподача резидентом отчета о переводе денежных средств без открытия счета в банке (при использовании электронных средств платежа, полученных от иностранного контрагента) — от 40 до 50 тыс. рублей;
- неправомочные валютные операции (расчеты с работниками-иностранцами наличными, расчеты не через уполномоченный банк и аналогичные) — от 20 до 40% от выплаченных сумм, но не более 30 тыс. рублей.
Запомните
- Валютный контроль в РФ проводится согласно Закону N 173-ФЗ, Инструкции Банка России N 181-И, иных нормативно-правовых актов.
- Во исполнение положений Закона N 173-ФЗ органы, проводящие контроль, принимают НПА, регламентирующие порядок такого контроля.
- Валютный контроль ведут органы валютного контроля: Банк России, ФНС, ФТС — как непосредственно, так и через агентов валютного контроля.
- Между органами (агентами) валютного контроля осуществляется постоянный обмен информацией, в т. ч. по выявленным нарушениям.
- По итогам валютного контроля нарушителей-участников валютных операций могут наказать по ст. 15.25 КоАП РФ, ст. 193, ст. 193.1 УК РФ.
- С 23.02.2022 по 31.12.2023 предусмотрены некоторые послабления в штрафах, если нарушение обусловлено противодействием недружественных государств.
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете