Паспорт сделки

Последнее изменение: 19.07.2023

Несмотря на то, что паспорт сделки в рамках валютного контроля не применяется коммерческими организациями с 01 марта 2018 года, термин по-прежнему встречается в публикациях по ВЭД и валютному контролю. В статье рассмотрим действующий порядок валютного контроля, заменивший оформление паспортов сделок.

Для чего нужен паспорт сделки

Цель создания документа — отслеживание со стороны банка (агента валютного контроля) внешнеэкономического контракта, его исполнения и закрытия. Оформлялся паспорт клиентом банка, участником ВЭД.

В паспорте сделки (ПС) отражались сведения из документов клиента по контракту, представленных в банк. Паспорт сделки признавался оформленным, если банк присваивал ему номер, ПС подписывал ответственный сотрудник банка, проставляя дату его окончательного оформления.

Если при проверке обнаруживались ошибки, например, несоответствие данных в документах и паспорте сделки, банк мог не признать ПС оформленным (п. 6.9, 6.10 Инструкции Банка России от 04.06.212 N 138-И, действовавшей до 01.03.2018).

Банк в рамках валютного контроля, руководствуясь паспортом сделки, отслеживал соблюдение контракта, в т. ч. своевременность и правильность оплаты, сроки получения (передачи) предмета сделки, проведения работ, оказания услуг. Одновременно банк выполнял расчетное обслуживание контракта.

По завершению операций в рамках контракта паспорт сделки закрывался, данные о контракте поступали в ЦБ РФ.­

Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:

С 01.03.2018 паспорт сделки не оформляется. Такое решение принято для снижения сроков оформления документов, ускорения расчетов по валютным сделкам.

Статья 20 «Паспорт сделки» в Законе N 173-ФЗ о валютном контроле остается, но ее положения видоизменяются с 01.01.2024. В текущих формулировках статьи (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ) указано, что ЦБ РФ может (но не обязан) устанавливать единые правила оформления паспортов сделок.

При передаче паспортов сделок уполномоченными банками в органы валютного контроля (п. 6 ст. 20 Закона 173-ФЗ) речь идет о соблюдении установленного порядка. Сам же порядок (Указание Банка России от 30.08.2017 N 4512-У) термина «паспорт сделки» не содержит.

В новых формулировках (с 01.01.2024) уже два органа могут (но вновь не обязаны) устанавливать правила оформления паспортов сделок. Кроме ЦБ РФ такая функция вменяется Федеральному Казначейству в отношении резидентов-бюджетников, за исключением ЦБ.

С 01.03.2018 все паспорта сделок, оформленные до этой даты, признавались закрытыми, их номера становились номерами контрактов, данные по паспортам сделок подлежали хранению в досье валютного контроля.

Такой порядок предусмотрен переходными положениями Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И, посвященной валютному контролю, заменившей с марта 2018 года прежнюю Инструкцию N 138-И.

Учет контрактов вместо паспорта сделки

Нормативная база:

  • Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»;
  • Указание Банка России от 30.08.2017 N 4512-У «Об объеме и порядке передачи уполномоченными банками как агентами валютного контроля информации органам валютного контроля»;
  • «Методические рекомендации по вопросу представления резидентами подтверждающих документов в уполномоченные банки по поставленным в уполномоченных банках на учет контрактам» (утв. Банком России 12.09.2018 N 22-МР).

С 01.03.2018 Паспорт сделки не оформляется, вместо этого проводится регистрация контракта в уполномоченном банке (постановка контракта на учет).

Переходные положения содержатся в главе 18 Инструкции 181-И.

При регистрации контракта (в случае превышения установленных лимитов) банк присваивает ему уникальный номер (УНК).

Особенности учета контрактов в зависимости от их суммы:

при сумме сделки от 600 тыс. до 3 млн рублей для импорта и кредитов (займов), либо при сумме от 600 тыс. до 10 млн рублей для экспорта, контракты регистрируются, клиент банка представляет подтверждающие документы (контракт, инвойсы (счета), накладные или акты, счета-фактуры и т. п. согласно п. 2.5. Инструкции 181-И). Конкретный список документов устанавливается обслуживающим (уполномоченным) банком. УНК по таким сделкам не присваивается;

  • УНК присваивается при превышении пороговых значений сделок в 3 млн рублей (кредиты, займы, импорт) и 10 млн рублей (экспорт) — п. 4.2. Инструкции 181-И.

Такие пороговые значения сделок действуют с марта 2022 года.

Условия постановки контракта на учет:

  • контракт (проект контракта) заключен между резидентом и нерезидентом;
  • контрактом предусмотрен расчет через счет резидента, открытый в банке-резиденте либо в банке-нерезиденте;
  • договор относится к видам договоров, оговоренных в п. 4.1.1. – 4.1.5. Инструкции N 181-И.

При этом:

  • вид валюты значения не имеет (иностранная валюта или валюта РФ);
  • сумма контракта определяется на дату заключения контракта либо на дату внесения изменений/дополнений в контракт;
  • контракту может быть присвоено несколько номеров УНК (если предмет договора сочетает разные виды сделок).

Контракты с присвоением УНК

Порядок действия для контрактов, которые ставятся на учет с присвоением УНК:

  • Заполните заявление/иной документ о постановке контракта на учет по форме банка. Подготовить документ можно как в электронном виде на сайте банка, так и в бумажном, предварительно согласовав выбранный способ с уполномоченным банком (п. 15.3 Инструкции 181-И).
  • Отправьте в банк заполненную форму и документы, установленные обслуживающим банком.
  • Для экспортных контрактов на начальном этапе допускается представить в банк проект контракта. Оригинал можно направить в банк не позднее чем через 15 рабочих дней после подписания контракта (вступления его в силу, если это более поздняя дата) либо составления контракта, если другие даты в контракте отсутствуют.
    Оформите сообщение банку о сроке репатриации валюты. Репатриация валюты — это возврат иностранной валюты (и валюты РФ) на территорию РФ. В 2023 году согласно введенному временному порядку у компаний есть право работать без репатриации валюты (Указ Президента от 08.08.2022 N 529). Допускается получать валютную выручку в наличной форме (Постановление Правительства РФ от 26.12.2022 N 2433).
  • В течение рабочего дня банк поставит контракт на учет и присвоит ему уникальный номер.
  • Еще один день дается банку на то, чтобы сообщить этот номер клиенту.
  • Затем банк формирует документ «Ведомость банковского контроля» с заполнением раздела 1.Потребуются следующие данные для заполнения (должны содержаться в контракте, либо в других представляемых в банк документах):
    • вид, дата, номер контракта (при наличии);
    • данные контрагента;
    • наименование валюты;
    • сумма обязательства;
    • конечная дата исполнения обязательств.
  • Если договор смешанный — содержит условия и контракта, и кредитного договора, либо условиями кредитного договора предусмотрено и предоставление кредита (займа), и его получение — контракту присвоят 2 уникальных номера , сформируют 2 ведомости банковского контроля.
  • Когда обязательства по сделке будут исполнены, оформите закрывающие документы и заявление о снятии контракта с учета.

Справка о подтверждающих документах

Формой учета и отчетности по валютным операциям резидента является «Справка о подтверждающих документах». Представляется в уполномоченный банк, оформляется по форме Приложения 6 к Инструкции 181-И.

Порядок заполнения справки приведен в Примечаниях, размещенных после Приложения 6 к Инструкции 181-И.

Справка оформляется только для контрактов, которые зарегистрированы банком и которым присвоен УНК:

  • при исполнении или прекращении обязательств по контракту;
  • при изменении лица в обязательствах — уступка права требования, перевод долга;
  • при корректировке суммы обязательств по контракту.

В некоторых случаях справку можно не представлять. Например, по договорам аренды, услугам связи, страхования и т. п., если контрактом четко определены только периодические платежи в установленных суммах и сроках (п. 8.5 Инструкции 181-И).

Сроки представления справки оговорены в п. 8.2 Инструкции 181-И. В общем случае составляют 15 рабочих дней от последнего дня месяца, в котором оформлены документы по событию, в отношении которого она подается.

При нарушении сроков представления справки (более 90 дней после окончания установленного срока) возможен штраф по п. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ:

  • от 4 до 5 тыс. рублей — на должностных лиц;
  • от 40 до 50 тыс. рублей — на юридических лиц.

Как снять контракт с учета

Контракт с учета снимается по заявлению клиента. Форму заявления устанавливает уполномоченный банк с учетом требований главы 6 Инструкции 181-И. В одном заявлении может быть указано несколько контрактов.

Основания для снятия контракта с учета те же, что и при подаче справки о подтверждающих документах. Дополнительные случаи могут быть обусловлены:

  • переводом контракта в другой банк;
  • прекращением оснований для постановки контракта на учет. Например, сумма контракта уменьшена, и после уменьшения она стала ниже пороговых значений — это позволяет снять контракт с учета.

В заявлении укажите:

  • УНК;
  • основание для снятия контракта с учета. В форме заявления, разработанного банком, могут быть перечислены все возможные основания, в этом случае укажите номер подходящего основания;
  • реквизиты резидента, на которого переводится контракт — в случае снятия с учета в связи с уступкой права требования, перевода долга;
  • дату заявления о снятии с учета.

Банк обязан в срок не позднее двух рабочих дней с даты представления заявления принять решение о снятии контракта с учета.

Отказ в снятии с учета происходит в следующих случаях (п. 6.5 Инструкции 181-И):

  • непредоставления всех необходимых документов (по списку банка);
  • в документах нет сведений, подтверждающих основания снятия с учета, которые указаны в заявлении;
  • отсутствия в уполномоченном банке сведений, необходимых для снятия контракта с учета.

В некоторых случаях банк может самостоятельно снять контракт с учета. Например, когда все обязательства по контракту (по сведениям банка) исполнены, но резидент не подал заявление о снятии контракта с учета (п. 6.7 Инструкции 181-И).

В непростых для ведения ВЭД условиях 2022 – 2023 резиденту, возможно, придется снимать с учета контракт, по которому расчеты не завершены и с высокой долей вероятности не будут завершены.

Банк по заявлению клиента снимет такой контракт с учета. Но он обязан будет проинформировать ФНС о потенциальном нарушении валютного законодательства (Указания Банка России от 16.08.2017 N 4498-У).

Запомните

  • Оформление паспорта сделки по ВЭД для коммерческих организаций с 01.03.2018 заменено регистрацией контрактов в уполномоченном банке.
  • Переходные положения по замене паспорта сделки регистрацией содержатся в Инструкции Банка России N 181-И (глава 18).
  • При превышении пороговых значений (3 млн рублей — при импорте и кредитах (займах), 10 млн рублей — при экспорте) при регистрации контракта ему присваивается уникальный номер.
  • Формой учета и отчетности по валютным операциям является справка о подтверждающих документах.

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Оцените публикацию
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд

(3 оценок, среднее: 3,33 из 5)


Загрузка...
Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий