Здравствуйте! Компания отражает начисление купонного дохода по корпоративным облигациям с применением ставки по налогу на прибыль согласно п. 4 ст. 284 НК РФ (20%).
Возник вопрос касательно отражения данной операции в 1С.БП для корректного формирования декларации по налогу на прибыль.
Просим уточнить, какой из вариантов ниже корректен и какие документы необходимо отразить в 1С.БП?
1 вариант:
Лист 04
Строки 100 и 108 Приложения 1 Листа 02 «Доходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида»
Строка 070 Приложения 1 Листа 02 «Доходы, исключаемые из прибыли»
2 вариант:
Лист 04
Отражение касается заполнения в декларации по налогу на прибыль только Листа 04 с указанием купонного дохода, облагаемого по ставке 20%.
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
Здравствуйте!
Корректен вариант 1.
Купонный доход сначала включается во внереализационные доходы — строки 100 и 108 Приложения 1 к Листу 02 и строка 020 Листа 02 (п. 86, 123 Порядка заполнения декларации, утв. Приказом ФНС России от 02.10.2024 № ЕД-7-3/830@).
Затем эта же сумма исключается из налоговой базы по общей ставке 25% по строке 070 Листа 02 (п. 89 Порядка).
Налог по ставке 20% (пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ) рассчитывается в Листе 04 с кодом вида дохода «11» (п. 211 Порядка):
— строка 010 — купонный доход нарастающим итогом
— строка 040 — налог нарастающим итогом
— строка 070 — налог, начисленный в предыдущих отчётных периодах
— строка 080 — налог за последний квартал.
Специальный срок уплаты по п. 4 ст. 287 НК РФ установлен только для доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам. Налог по облигациям российских организаций уплачивается по итогам отчётного периода в общеустановленные сроки (п. 1 ст. 287 НК РФ). Поэтому строка 080 Листа 04 переносится в строку 070 подраздела 1.3 Раздела 1 с кодом вида дохода «11» (п. 78, 222 Порядка).
В 1С купонный доход нужно исключить из базы по ставке 25%, а налог по ставке 20% начислить вручную. Операции отражаются документом Операция, введённая вручную (раздел Операции — Операции, введённые вручную), проводки
Дт 76.09 Кт 91.01 — начислен купонный доход.
Статья прочих доходов — вида Проценты к получению (уплате), нужно создать отдельную, без флажка Принимается к налоговому учёту. Сумму НУ по кредиту не заполняйте, иначе при закрытии месяца программа начислит на купон налог по ставке 25%.
Дт 99.01.1 Кт 68 (лучше по отдельному субсчету) — начислен налог на прибыль по ставке 20%.
Если интеграция с ЕНС не настроена, налог перенесите на ЕНС документом Операции ЕНС с видом операции Начисление налога датой срока уплаты.
Пример на скриншоте.
Поскольку купон не отражён в НУ, Декларацию по налогу на прибыль в этой части нужно заполнить вручную.
Обсуждение по теме:
Налог на прибыль по купонному доходу по гособлигациям в 1С
Благодарим за ответ.
Еще небольшое уточнение по предложенному вами варианту.
Если не отражать купонный доход в декларации по налогу на прибыль, то автоматически эта сумма попадет в Постоянный налоговый доход/расход в справке-расчете расхода по налогу на прибыль, те сформируется постоянная разница, что методологически неверно, тк вы сами указываете, что данный доход является внереализационным с точки зрения НК РФ, просто облагается по пониженной ставке,20%. Как в этом случае нам поступить с постоянной разницей и как ее можно скорректировать в справке?
Насколько понимаю, организация применяет ПБУ 18/02.
Если вопрос по Организации с ПБУ 18/02, то вместе с вопросом всегда прикладывайте скрин Главное — Учетная политика — блок настройки ПБУ 18.
С 2020 года в 1С рекомендуем балансовый метод без ПР и ВР
Чем отличается ПБУ 18 балансовым методом с ПР и ВР от балансового в 1С
С текущего года переходите на него, пожалуйста, если применяете другой вариант.
Компания применяет ПБУ 18/02 – Ведется балансовым методом (основанный на рекомендациях БМЦ Порядок учета налога на прибыль)
Здравствуйте!
Смоделирую пример в демобазе, какими отражать документами с учетом ПБУ 18/02 и через некоторое время вернусь к вам с ответом.
спасибо