Контрагенты могут прибегать к получению банковской гарантии по выполнению обязательств. К примеру, продавец хочет уменьшить риск неоплаты покупателем задолженности. Или покупатель не уверен, что оплатит поставку в срок.
Рассмотрим, как учитывать банковскую гарантию пошагово в 1С Бухгалтерия 3.0:
- как перечислить вознаграждение гаранту;
- как отразить затраты на получение банковской гарантии;
- какие проводки формируются в учете принципала.
Содержание
Особенности учета банковских гарантий
Банковская гарантия — это письменное обещание кредитного учреждения уплатить компании (банку или иному кредитному учреждению) по договору, кредиту или долговой ценной бумаге за третье лицо, не исполнившее своих обязательств. Таким образом, в данной операции участвуют три лица:
- принципал — является должником по обязательству, по его просьбе гарант выдает банковскую гарантию;
- бенефициар — кредитор, в чью пользу выдается банковская гарантия;
- гарант — банк, иное кредитное учреждение или страховая организация, выдающая банковскую гарантию.
Особенности учета банковской гарантии у принципала зависит от того, с чем связано ее получение.
Если гарантия выдана для обеспечения сделки:
- в связи с приобретением активов:
- ОС — в БУ и НУ банковская гарантия относится в первоначальную стоимость до принятия ОС на учет (п. 8 ПБУ 6/01, п. 10 ФСБУ 26/2020, п. 12 ФСБУ 6/2020, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ), если после — включается в расходы (аналогично другим целям, рассмотренным ниже);
- МПЗ — в БУ в стоимость МПЗ, в НУ в стоимость МПЗ или в косвенные (прочие) расходы (п. 11 ФСБУ 5/2019, п. 2 ст. 254 НК РФ);
- в других целях:
- связанных с основной деятельностью — в состав расходов по обычным видам деятельности в БУ и в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в НУ (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99, пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- не связанных с основной деятельностью — в состав прочих расходов в БУ и в составе внереализационных расходов в НУ (п. 11 ПБУ 10/99, пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Используемый способ закрепите в учетной политике.
Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:
Сумма вознаграждения за предоставление гарантии не облагается НДС (пп. 3, пп. 15.3 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Отражение в 1С банковской гарантии зависит от учета затрат на ее получение.
Сумма вознаграждения включается | Реализация в 1С |
в стоимость активов, если договором предусмотрено ее получение | документ Поступление доп. расходов |
в состав расходов | документ Операция, введенная вручную |
Должен ли принципал отражать банковскую гарантию за балансом?
Счета 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» и 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» в учете принципала не используют, т. к. принципал получает гарантию не для себя, а для своего кредитора:
- счет 008 отражает бенефициар (кредитор);
- счет 009 отражает гарант (банк);
В учете принципала гарантия может быть отражена за балансом, если свои обязательства принципал не выполнил, и кредитором становится гарант.
В этом случае принципал формирует проводки:
- Дт 008 — получена гарантия банкадля обеспечения исполнения обязательства перед бенефициаром;
- Дт 009 — выдано обеспечение бенефициару от гаранта.
Учет банковской гарантии в 1С 8.3 — пошаговая инструкция
Рассмотрим учет банковской гарантии в 1С на примере.
Организация, арендующая офисное помещение, обратилась в ПАО СБЕРБАНК за банковской гарантией для обеспечения оплаты арендодателю. Срок аренды — 6 месяцев.
Размер вознаграждения гаранта — 6 000 руб.
Согласно учетной политике, затраты на вознаграждение гаранта признаются прочими (косвенными расходами).
Перечисление вознаграждения гаранту
Отразите оплату вознаграждения гаранту документом Списание с расчетного счета вид операции Прочие расчеты с контрагентом в разделе Главное — Банковские выписки.
Укажите:
- Получатель — гарант;
- Сумма — размер вознаграждения гаранту;
- Договор — документ, по которому ведутся расчеты с гарантом, Вид договора — Прочее.
- Счет расчетов — 76.09.
Проводки по документу
Документ формирует проводки:
- Дт 76.09 Кт 51 — перечисление вознаграждения гаранту.
Учет затрат на получение банковской гарантии
Затраты на вознаграждение гаранту за предоставление банковской гарантии в 1С 8.3 Бухгалтерия отразите документом Операция, введенная вручную вид операции Операция в разделе Операции — Операции, введенные вручную.
В нашем примере затраты связаны с вознаграждением по банковской гарантии в счет обеспечения оплаты аренды в течении 6 мес., поэтому используется счет 97.21.
Признание расходов по банковской гарантии
Расходы по банковской гарантии в 1С 8.3 будут признаваться ежемесячно в течении срока обеспечения договора аренды или пока не наступит гарантийный случай.
Запустите процедуру Закрытие месяца операция Списание расходов будущих периодов в разделе Операции — Закрытие периода — Закрытие месяца.
См. также:
Если Вы еще не подписаны:
Активировать демо-доступ бесплатно →
или
Оформить подписку на Рубрикатор →
После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Спасибо,очень помогли