Постановление ВС РФ от 26.04.2019 N 9-АД19-10

Последнее изменение: 23.07.2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2019 г. N 9-АД19-10

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Кудряшовой Ларисы Геннадьевны, действующей на основании доверенности в интересах Левичевой Екатерины Павловны, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Городецкого судебного района Нижегородской области от 14 декабря 2017 г., решение судьи Городецкого городского суда Нижегородской области от 15 марта 2018 г. и постановление заместителя председателя Нижегородского областного суда от 9 августа 2018 г., вынесенные в отношении главного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью «Леони Рус» (далее — ООО «Леони Рус», общество) Левичевой Екатерины Павловны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Городецкого судебного района Нижегородской области от 14 декабря 2017 г., оставленным без изменения решением судьи Городецкого городского суда Нижегородской области от 15 марта 2018 г. и постановлением заместителя председателя Нижегородского областного суда от 9 августа 2018 г., главный бухгалтер ООО «Леони Рус» Левичева Е.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Кудряшова Л.Г. просит отменить постановления, вынесенные в отношении главного бухгалтера ООО «Леони Рус» Левичевой Е.П. по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (положения данной статьи приведены в редакции, действовавшей на дату возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Согласно пунктам 3, 4, 5 указанной статьи налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). Лицо, получившее данное требование, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленный срок документов (информации), вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 6 статьи 93.1 названного Кодекса).
Из материалов дела следует, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Нижегородской области (далее — Межрайонная ИФНС России N 1 по Нижегородской области) в рамках проведения выездной налоговой проверки общества с ограниченной ответственностью «Пешеланский гипсовый завод» (далее — ООО «Пешеланский гипсовый завод») Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Нижегородской области дано поручение от 14 декабря 2016 г. N 02461 об истребовании документов (информации).
Во исполнение этого поручения на основании статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Нижегородской области в адрес ООО «Леони Рус» 20 декабря 2016 г. направлено требование N 09-07-01/2904 о представлении указанных в названном поручении документов (информации) в отношении Р. являвшегося в 2014 году работником ООО «Леони Рус».
Данным требованием предложено в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в течение пяти рабочих дней со дня получения требования представить документы в отношении названного лица за период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2015 г.: заявления о приеме на работу и об увольнении, договор (контракт, соглашение), приказ о приеме на работу, личную карточку (л.д. 12 — 13).
Требование о представлении документов (информации) получено 21 декабря 2016 г., о чем свидетельствует извещение о получении электронного документа (л.д. 14).
Ходатайство о продлении срока представления документов (информации) по указанному требованию не поступало.
9 января 2017 г. в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Нижегородской области по телекоммуникационным каналам связи направлено письмо с отказом в представлении документов (информации) по требованию от 20 декабря 2017 г. N 09-07-01/2904, о чем свидетельствует извещение о получении электронного документа и отметка налогового органа о приеме (л.д. 15, 16).
23 октября 2017 г. государственным налоговым инспектором Межрайонной ИФНС России по Нижегородской области по факту отказа от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в отношении главного бухгалтера ООО «Леони Рус» Левичевой Е.К., в служебные обязанности которой входит представление документов по требованию налогового органа, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3 — 6).
Постановлением мирового судьи, с выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, указанное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административная ответственность по части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает как за отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, так и за их предоставление с нарушением установленных законодательством о налогах и сборах сроков.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что главному бухгалтеру ООО «Леони Рус» Левичевой Е.П. было вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, выразившегося в отказе от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пределах объема административного правонарушения, вмененного в протоколе.
Вместе с тем по результатам рассмотрения дела мировой судья привлек главного бухгалтера ООО «Леони Рус» Левичеву Е.П. к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение установленного законодательством о налогах и сборах срока представления документов по требованию налогового органа, исходя при этом из того, что соответствующий отказ в представлении документов был направлен указанным лицом за пределами срока, предусмотренного пунктом 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Мировым судьей оставлено без внимания, что в протоколе об административном правонарушении указанному лицу было вменено совершение иного деяния.
При рассмотрении дела не исключается возможность переквалификации действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности.
Однако из постановления мирового судьи не следует, что им было переквалифицировано вмененное главному бухгалтеру ООО «Леони Рус» Левичевой Е.П. деяние.
Подобное рассмотрение дела не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Требования указанной нормы, а также статьи 26.1 названного Кодекса мировым судьей не соблюдены, равно как и вышестоящими судебными инстанциями, оставившими принятое мировым судьей решение без изменения, а допущенное им нарушение без внимания.
При этом следует отметить, что деяние, описанное в протоколе об административном правонарушении, выразившееся в отказе от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, не может повлечь привлечение главного бухгалтера ООО «Леони Рус» Левичевой Е.П. к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду следующего.
В ходе производства по делу Левичева Е.П. заявляла, что ни в 2014 году, ни впоследствии общество не имело каких-либо отношений с ООО «Пешеланский гипсовый завод», истребуемые налоговым органом документы (информация) не имеют отношения к финансово-хозяйственной деятельности этого юридического лица, касаются конкретного физического лица Р. применяются для учета труда внутри ООО «Леони Рус» и никак не могут быть связаны с третьими лицами, в том числе с ООО «Пешеланский гипсовый завод». Более того, соответствующая информация не может быть раскрыта без соответствующего согласия указанного физического лица в силу положений статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».
Приведенные доводы оставлены судебными инстанциями без должного внимания в нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем данных о том, что между ООО «Леони Рус» и ООО «Пешеланский гипсовый завод» существуют какие-либо финансово-хозяйственные отношения, не имеется.
Документы (информация), требование о представлении которых предъявлено налоговым органом, касаются трудовых отношений ООО «Леони Рус» и Р. как работодателя и работника, являются внутренними документами ООО «Леони Рус», к деятельности ООО «Пешеланский гипсовый завод» отношения не имеют.
Перечисленные в требовании документы не могут быть признаны документами, которые общество (соответствующее должностное лицо общества) обязано было представить налоговому органу в целях осуществления налогового контроля в отношении проверяемого им налогоплательщика.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие названному Кодексу или иным федеральным законам.
При изложенных обстоятельствах имеются основания для вывода о том, что в рассматриваемом случае соответствующее лицо вправе было не представлять истребованные налоговым органом документы (информацию).
Аналогичные выводы изложены в вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Нижегородской области от 20 марта 2018 г. по делу N А43-1801/2018, которым признано недействительным решение Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Нижегородской области от 13 марта 2017 г. N 3 о привлечении ООО «Леони Рус» к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление документов, указанных в требовании от 20 декабря 2016 г. N 09-07-01/2904, и постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2018 г., которым данное решение оставлено без изменения.
Главный бухгалтер ООО «Леони Рус» Левичева Е.П. необоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 1 Городецкого судебного района Нижегородской области от 14 декабря 2017 г., решение судьи Городецкого городского суда Нижегородской области от 15 марта 2018 г. и постановление заместителя председателя Нижегородского областного суда от 9 августа 2018 г., вынесенные в отношении главного бухгалтера ООО «Леони Рус» Левичевой Е.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении — прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием в деянии указанного лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

жалобу защитника Кудряшовой Л.Г., действующей на основании доверенности в интересах Левичевой Е.П., удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 1 Городецкого судебного района Нижегородской области от 14 декабря 2017 г., решение судьи Городецкого городского суда Нижегородской области от 15 марта 2018 г. и постановление заместителя председателя Нижегородского областного суда от 9 августа 2018 г., вынесенные в отношении главного бухгалтера ООО «Леони Рус» Левичевой Е.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Оцените публикацию
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий