Постановление АС Северо-Западного округа от 20.07.2020 N А56-121409/2019

Последнее изменение: 12.08.2020

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2020 г. по делу N А56-121409/2019

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р., при участии от федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» — Институт агроинженерных и экологических проблем сельскохозяйственного производства Черниковой Е.В. (доверенность от 25.05.2020), рассмотрев 20.07.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения — Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 по делу N А56-121409/2019,

установил:

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» — Институт агроинженерных и экологических проблем сельскохозяйственного производства, адрес: 109428, Москва, 1-й Институтский проезд, д. 5, ОГРН 1037739771827, ИНН 7721022959 (далее — Институт), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения — Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, адрес: 197046, Санкт-Петербург, Большая Посадская ул., д. 10, лит. А, ОГРН 1027806860707, ИНН 7812014120 (далее — Фонд), от 23.09.2019 N 1009 в части обязания Института оплатить штраф по пункту 1 статьи 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ) в размере 8 468 руб. 32 коп.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 решение первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судом норм материального права, просит обжалуемый судебный акт отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы считает неверным вывод апелляционного суда о том, что направление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам с ошибками не образует состава правонарушения, вмененного Институту.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Института возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Фонд о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Фондом проведена камеральная проверка Института по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производства и профессиональных заболеваний за период с 01.10.2018 по 13.12.2018.
В ходе проверки Фондом установлено, что в нарушение статьи 24 Закона N 125-ФЗ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4-ФСС) за период с 01.10.2018 по 31.12.2018 представлен Институтом 22.05.2019 при установленном сроке до 25.01.2019.
Результаты проверки Фонд отразил в акте от 16.08.2019 N 1009.
Решением Фонда от 23.09.2019 N 1009 Институт привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в сумме 8 468 руб. 32 коп., Институту предложено уплатить штраф и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с законностью вынесенного Фондом решения от 23.09.2019 N 1009 в части обязания страхователя оплатить штраф по пункту 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ в сумме 8 468 руб. 32 коп., Институт обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, решение отменил и удовлетворил заявление в полном объеме.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает принятый по делу судебный акт апелляционной инстанции не подлежащим отмене в силу следующего.
Пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ определяет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как самостоятельный вид социального страхования.
Подпунктами 17, 19 пункта 2 статьи 17 данного Закона на страхователя возложены обязанности вести учет начисления и перечисления страховых взносов, а также представлять в территориальные органы страховщика документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов и правильность расходов на выплату обеспечения по страхованию застрахованным (при этом указанные документы могут быть представлены в форме электронных документов и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).
Страхователь обязан ежеквартально представлять в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования: на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом установлена пунктом 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ.
Пункт 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ говорит о том, что непредставление страхователем предусмотренного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, установленный настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела судом установлено, что Институт по телекоммуникационным каналам связи 22.01.2019 направил в Фонд в электронном виде файл (имя файла — 7713000106_2018_12ef4), содержащий расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период 12 месяцев 2018 года с показателями, относящимися к указанному филиалу.
Факт направления сведений не оспаривается Фондом и подтверждается материалами дела.
Между тем, в расчете в качестве регистрационного номера страхователя страхователь указал регистрационный номер головной организации Института — 7713000106 (г. Москва), а не регистрационный номер по месту нахождения филиала Института.
Вместе с тем представленный расчет не получил отрицательных результатов при проверке на соответствие требованиям, предъявляемых к расчету в электронном виде.
Самостоятельно выявив ошибку в регистрационном номере, Институт 22.05.2019 представил в Фонд в электронном виде исправленный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.10.2018 по 13.12.2018 по форме 4-ФСС с верным регистрационным номером страхователя.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.02.2010 N 19 «О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования» (далее — Приказ N 19) была утверждена Технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (далее — Технология).
Согласно положениям пункта 4.5 Технологии, после поступления файла расчета страхователя на шлюз приема расчетов в сети «Интернет» проводятся следующие этапы контроля: проверка формата наименования и размера файла расчета в электронном виде; расшифровка и проверка ЭП страхователя; проверка соответствия структуры файла расчета утвержденному формату; проверка соответствия контрольных соотношений показателей логического контроля.
В результате обработки файла расчета формируется соответствующий протокол проверки, квитанция о получении расчета или квитанция о получении расчета с ошибками.
Согласно пункту 4.6 Технологии датой и временем получения расчета считаются соответственно дата и время (по шлюзу приема расчетов) создания квитанции о приеме расчета, которая формируется в случае успешного прохождения проверок, описанных в 4.5 настоящей Технологии.
В соответствии с пунктом 4.7 Технологии расчет считается представленным своевременно, если отправленный файл расчета не получил отрицательных результатов при проверке на соответствие требованиям, предъявляемым к расчету в электронном виде, и срок его получения Фондом будет не позднее срока, установленного законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.10 Технологии предусмотрено, что файл расчета, переданный страхователем по телекоммуникационным каналам связи или через должностное лицо, не проходит этапы контроля на шлюзе приема расчетов в сети «Интернет» и не принимается Фондом в следующих случаях:
— файл расчета не соответствует формату наименования и размера файла расчета в электронном виде;
— отсутствует или не соответствует требованиям по совместимости к процедурам формирования ЭП, встраивания ЭП в документ и шифрования;
— на момент проверки ЭП сертификат ключа подписи страхователя (уполномоченного представителя) утратил силу (не действует, находится в списке отозванных сертификатов ключей подписи, выдан УЦ, не прошедшим аккредитацию); — файл расчета подписан ЭП лица, не имеющего права на подписание данного расчета;
— файл расчета не соответствует структуре утвержденного формата.
То есть, как верно указал апелляционный суд, перечень случаев, в которых файл расчета не проходит этапы контроля на шлюзе приема расчетов в сети «Интернет», является исчерпывающим.
При повторной отправке файла расчета одного и того же страхователя за один и тот же отчетный период последующие расчеты страхователя будут считаться корректирующим. Датой и временем получения расчета Фондом в данном случае будет считаться дата и время, указанное в первой квитанции о приеме расчета или квитанции о приеме расчета с ошибками, в рамках сроков предоставления расчетов в соответствии с Законом N 125-ФЗ (пункт 4.8 Технологии).
Судом установлено, что первоначально представленные Институтом расчеты успешно прошли этапы контроля. Обратное не доказано Фондом в ходе рассмотрения настоящего дела.
По мнению апелляционного суда, наличие неверного регистрационного номера страхователя в первоначально представленных расчетах, само по себе не является основанием считать его не представленным в установленный срок.
При этом все остальные идентифицирующие сведения (ИНН, ОГРН, наименование страхователя) указаны верно. Не оспаривает данное обстоятельство Фонд и в кассационной жалобе.
Таким образом, Фонд имел возможность определить, что представленный расчет касается именно Института, так как в расчете имелось прямое указание на данного страхователя и содержались реквизиты, позволяющие Фонду однозначно установить представление расчета непосредственно Институтом.
Помимо прочего, судом принято во внимание то, что диспозиция пункта 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ не предусматривает наличие такого основания для привлечения к ответственности, как наличие ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции соглашается с выводом апелляционного суда о том, что в данном случае своевременное направление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам с ошибками не образует состава правонарушения, вмененного Институту.
Объективную сторону деяния, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ, составляет нарушение срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета.
Оснований не согласиться с данной позицией у суда округа по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы Фонда, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда и сводятся к неверному толкованию норм материального права. Несогласие Фонда с выводами апелляционного суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о нарушениях судом норм права, повлиявших на исход дела и не является достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции на находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 по делу N А56-121409/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения — Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации — без удовлетворения.

Председательствующий
Е.С.ВАСИЛЬЕВА

Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:

Судьи
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА
О.Р.ЖУРАВЛЕВА

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Оцените публикацию
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий