Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС от 19.05.2022 N 301-ЭС21-24319 по делу N А38-3/2021

Последнее изменение: 14.12.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2022 г. N 301-ЭС21-24319

Дело N А38-3/2021

Резолютивная часть определения объявлена 13.05.2022.
Полный текст определения изготовлен 19.05.2022.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Першутова А.Г.,
судей Антоновой М.К., Тютина Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Акватэк» на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.03.2021 по делу N А38-3/2021, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.08.2021 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Акватэк» к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле об обязании начислить и выплатить 2 588 610 рублей 02 копейки процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость в размере 9 921 223 рублей за четвертый квартал 2015 года.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Акватэк» — Чепурной В.В.;
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл — Денисаев М.А., Коновалова Г.В., Шагинян Н.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Першутова А.Г., выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Акватэк» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле (далее — инспекция) об обязании начислить и выплатить 2 588 610 рублей 02 копейки процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость (далее — НДС) в размере 9 921 223 рублей за четвертый квартал 2015 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.03.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021, обществу отказано в удовлетворении заявления.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 27.08.2021 произвел замену инспекции на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Першутова А.Г. от 21.03.2022 кассационная жалоба общества вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия установила следующее.
Общество 22.01.2016 представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС за четвертый квартал 2015 года, в которой заявило к возмещению из бюджета НДС в сумме 9 921 223 рублей. Кроме того, 27.01.2016 общество направило в инспекцию заявление о проведении зачета излишне уплаченного НДС в указанной сумме.
До окончания проведения камеральной налоговой проверки общество 16.03.2016 представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за четвертый квартал 2015 года (номер корректировки 1) с аналогичной суммой налога к возмещению из бюджета.
По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по НДС за четвертый квартал 2015 года инспекцией составлен акт от 30.06.2016 N 45251 и приняты решения от 09.11.2016 N 40513 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 2555 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29.04.2019 по делу N А38-3731/2019, оставленным без изменения постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2019 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.11.2019, удовлетворено требование общества о признании недействительными решений инспекции от 09.11.2016 N 40513 и N 2555.
Общество 16.07.2019 обратилось в инспекцию с письмом, в котором просило возместить НДС в размере 9 921 223 рублей на основании уточненной налоговой декларации по НДС за четвертый квартал 2015 года путем возврата на указанный им банковский счет.
Инспекция 31.07.2019 приняла решение N 240575 о возврате суммы излишне уплаченного налога; по платежному поручению от 01.08.2019 N 709368 обществу произведен возврат НДС в сумме 9 921 223 рублей.
Полагая, что инспекцией были нарушены сроки для возврата НДС, общество 12.08.2020 обратилось в инспекцию с заявлением о выплате процентов на основании пункта 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс).
В письме от 15.09.2020 N 10-21/028085 инспекция отказала в начислении и выплате процентов, поскольку срок для возврата налога нарушен не был.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл от 19.11.2020 N 118 жалоба общества на действия инспекции по отказу в начислении и выплате процентов оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением об обязании инспекции начислить и выплатить проценты в сумме 2 588 610 рублей 02 копейки за несвоевременный возврат НДС.
Рассматривая настоящий спор, руководствуясь положениями статей 78, 176 Налогового кодекса, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества. При этом суды исходили из того, что поскольку общество первоначально заявлением от 27.01.2016 просило инспекцию произвести зачет суммы НДС, подлежащей возмещению, в счет платежей (предстоящих платежей) по данному налогу, а затем направило заявление от 16.07.2019 о возврате подлежащего возмещению НДС, то при данных обстоятельствах срок для возврата НДС должен исчисляться в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса с учетом того, что до получения указанного заявления о возврате НДС у инспекции отсутствовала обязанность произвести возврат подлежащего возмещению налога. Установив, что принятие решения о возврате НДС и его фактический возврат обществу осуществлены инспекцией с соблюдением установленных статьей 78 Налогового кодекса сроков, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для начисления и взыскания с инспекции спорных процентов.
Однако выводы судов нельзя признать правомерными.
В рассматриваемой ситуации не подлежал применению порядок возмещения НДС, установленный статьей 78 Налогового кодекса, поскольку на момент проведения инспекцией камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за четвертый квартал 2015 года общество заявило о возмещении суммы НДС путем зачета в счет уплаты предстоящих платежей по налогу, представив в инспекцию заявление от 27.01.2016 о зачете.
Как следует из материалов дела, представленное до окончания проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за четвертый квартал 2015 года с заявленной к возмещению из бюджета суммой НДС заявление от 27.01.2016 о зачете излишне уплаченного НДС в счет предстоящих платежей по этому налогу обществом не отзывалось. Впоследствии общество письмом от 16.07.2019 лишь изменило способ возмещения НДС — путем возврата на расчетный счет общества в порядке статьи 176 Налогового кодекса.
Установленный статьей 176 Налогового кодекса порядок возмещения НДС предполагает, что: решение о возмещении принимается по окончании проверки представленной налогоплательщиком декларации — в течение семи дней (пункт 2); сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет, а при наличии письменного заявления налогоплательщика — может быть направлена в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам (пункт 6 статьи 176 Налогового кодекса).
Согласно пункту 10 статьи 176 Налогового кодекса при нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, подлежащие уплате налогоплательщику в порядке и срок, установленные пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
В силу пункта 11.1 статьи 176 Налогового кодекса в случае, если заявление о зачете суммы налога в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным налогам (о возврате суммы налога на указанный банковский счет), подлежащей возмещению по решению налогового органа, не представлено налогоплательщиком до дня вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), зачет (возврат) суммы налога осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 78 Налогового кодекса. При этом положения пунктов 7 — 11 настоящей статьи не применяются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26.03.2020 N 543-О наличие у налогового органа заявления о зачете (возврате) налога на момент принятия решения о возмещении суммы налога является обязательным условием для начисления предусмотренных пунктом 10 статьи 176 Налогового кодекса процентов. Отсутствие соответствующего заявления на момент принятия решения является основанием для освобождения от начисления процентов и перехода к общему порядку зачета или возврата суммы излишне уплаченного налога.
Следовательно, если заявление о зачете суммы налога в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным налогам (о возврате суммы налога на указанный банковский счет), подлежащей возмещению по решению налогового органа, представлено налогоплательщиком до дня вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), применяются положения пунктов 7 — 11 статьи 176 Налогового кодекса.
Как указано в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», в случае, когда налоговым органом в срок, установленный пунктом 2 статьи 176 Налогового кодекса, решение о возмещении налога не принимается в связи с выявлением нарушений законодательства о налогах и сборах, однако впоследствии соответствующие выводы признаются ошибочными, в том числе судом, проценты также подлежат начислению в порядке, предусмотренном пунктом 10 статьи 176 Налогового кодекса, то есть начиная с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой должно было быть вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога.
Таким образом, правила начисления процентов при возмещении НДС распространяются, в том числе, на ситуации, когда налоговым органом незаконно отказано в возмещении НДС, что повлекло за собой нарушение сроков возмещения.
Учитывая изложенное, для применения порядка возмещения налога, предусмотренного статьей 176 Налогового кодекса, необходимо наличие у налогового органа на момент принятия решения заявления о зачете (возврате) налога, при этом способ возмещения в этом случае значения не имеет.
Анализ приведенных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные статьей 176 Налогового кодекса проценты начисляются не в связи с самим фактом возникновения у налогоплательщика права на возмещение НДС, а в связи с нарушением сроков возмещения.
При этом отсутствие нормативного закрепления порядка начисления процентов при незаконном отказе в возмещении НДС при наличии заявления о зачете налога не может лишать налогоплательщика права на присуждение ему указанных процентов.
До установления специального правового регулирования порядка начисления процентов при незаконном отказе в возмещении НДС при наличии заявления о зачете может применяться общий порядок, предусмотренный пунктом 10 статьи 176 Налогового кодекса.
В то же время суды, отказывая в удовлетворении требований общества, не проверили правильность представленного им расчета процентов.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело — направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для принятия законного и обоснованного судебного акта с учетом изложенной в настоящем определении правовой позиции.
Руководствуясь статьями 176, 291.11 — 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.03.2021 по делу N А38-3/2021, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.08.2021 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Председательствующий судья
А.Г.ПЕРШУТОВ
Судья
М.К.АНТОНОВА
Судья
Д.В.ТЮТИН

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Оцените публикацию
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий