Акт сверки с контрагентом — бланк, образец, порядок оформления

Последнее изменение: 29.11.2024

Сальдо на счетах расчетов с контрагентами должно быть достоверным и подтверждаться первичными документами. Акт сверки помогает документально зафиксировать состояние взаиморасчетов на конкретную дату.

Из статьи вы узнаете, что такое акт сверки, какую функцию выполняет и как его составить.

Что такое акт сверки, кто его оформляет и на каком бланке

Скачать образец акта сверки PDF

Акт сверки — это документ, отражающий состояние расчетов между контрагентами в суммовом выражении. Акт позволяет:

  • выявить расхождения в отражении хозяйственных операций
  • сверить итоговое сальдо расчетов на указанную в нем дату
  • выявить отсутствие первичных документов, подтверждающих расчеты
  • поднять вопрос об урегулировании разногласий

Утвержденного унифицированного бланка акта сверки нет. Компании, которые применяют учетные сервисы (например, 1С), пользуются бланком, заложенным в программу.

В процессе сотрудничества контрагенты могут согласовать вариант бланка акта сверки и закрепить его в приложении к договору или в отдельном соглашении. Перед подписанием договора рекомендуется уточнить, как стороны будут составлять акт сверки, от кого он будет исходить и через какие промежутки времени.

Документ составляется менеджерами, бухгалтерами компании, самим руководителем / ИП в зависимости от того, в чьи должностные обязанности это входит. Подпись ставит руководитель / ИП лично либо лицо, на которого выдана доверенность на право подписи акта сверки.

В базе знаний Бухэксперта 25 тысяч актуальных статей и 80 тысяч ответов на вопросы бухгалтеров. Все — с пошаговыми инструкциями по применению теории на практике в 1С. Каждый день нас читают больше 100 тысяч бухгалтеров со всей страны. В открытом доступе только небольшая часть наших статей. Чтобы получить полный доступ и найти ответы на все ваши вопросы, оставьте заявку

Обязателен ли акт сверки по закону

В законодательстве нет прямого указания на то, что необходимо обязательно составлять акт сверки с контрагентами. Однако при проведении инвентаризации расчетов, обязательной по закону перед составлением бухгалтерской отчетности, без оформления актов сверки не обойтись (п. 27 Приказа Минфина от 29.07.1998 N 34н).

Косвенно обязанность по сверке исходит из ст. 309 ГК РФ и ст. 421 ГК РФ, хотя напрямую понятие «акт сверки» в ГК РФ и НК РФ не упоминается.

Виды актов сверок взаимных расчетов

Акты сверок классифицируются по нескольким критериям:

  1. По периоду охвата:
    • ежемесячные (чаще применяются для разовых договоров)
    • квартальные (составляются на отчетную дату внутри календарного года)
    • по договоренности сторон (например, после окончания этапов и договора в целом)
    • годовые (обычно оформляются перед составлением годовой отчетности и проведением аудиторской проверки)
  2. По содержанию:
    • полные — охватывают все операции и взаиморасчеты между сторонами за определенный период
    • частичные — по конкретным договорам/контрактам
  3. По оформлению:
    • бумажные
    • электронные

Возможность применения электронного акта сверки оговаривается контрагентами заранее (при подписании договора).

Для чего нужен акт сверки

При составлении акта сверки компания (ИП) преследует несколько целей:

  • сверка данных бухучета — с помощью акта выявляются неотраженные и не проведенные документы, ошибки в учете
  • снижение налоговых рисков — указание в акте реквизитов счетов-фактур позволяет оценить возможность применения вычета по НДС
  • выявление задолженности либо переплаты за товары, по авансам, кредитам и процентам
  • прерывание срока исковой давности — при подписании акта сверки срок исковой давности начинает отсчитываться заново вне зависимости от даты возникновения задолженности

Общие правила оформления акта сверки

Бланк акта сверки включает:

  • название документа («Акт сверки взаимных расчетов»)
  • дату составления
  • период сверки
  • наименование дебитора и кредитора
  • реквизиты и суммы первичных документов, на основании которых составлен акт
  • сумму долга на начало периода, обороты за период, итоговое сальдо
  • должности, ФИО руководителей (ответственных лиц) и их подписи

Бумажный вариант акта подписывается собственноручно руководителем/ИП (доверенным лицом). Для электронных актов сверки применяются разные виды электронной подписи (Приказ ФНС России от 13.05.2022 N ЕД-7-26/405@).

Печать не является обязательным реквизитом, но можно заверять акт сверки печатью, если стороны ее применяют.

Подписанный акт сверки передается представителю контрагента, направляется по почте или через систему электронного документооборота.

Как оформить акт сверки в 1С

В программе 1С: Бухгалтерия акт сверки расчетов с контрагентами находится в разделах Покупки и Продажи Главного меню (Покупки (Продажи) — Расчеты с контрагентами — Акт сверки расчетов).

Заполните:

  • дату
  • вид документа (если акт предоставляется в электронном виде, в программе используется специальный переключатель)
  • наименование заказчика (выбирается из справочника)

Затем выберите договор (из прикрепленных к контрагенту), укажите период сверки расчетов, нажмите кнопки Заполнить, Записать, Провести, Печать.

 

Запомните

  • Акт сверки расчетов заполняется на основании данных, отраженных в бухгалтерском учете
  • Подписывает акт руководитель (уполномоченное лицо), индивидуальный предприниматель
  • Законодательно установленной формы акта нет. Контрагенты согласовывают бланк перед началом сотрудничества
  • Акт сверки составляют в бумажном или электронном виде. Передать бумажный документ контрагенту можно лично или отправить по почте. Электронный акт направляется через оператора ЭДО

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий