Как вести учет авансов и задолженности если выставляем Счета с разными условиями оплаты в 1С

Вопрос задал Юлия С.

Ответственный за ответ: Бачурина Оксана (★9.79/10)

Добрый день! В рамках одного договора выставляем счета на оплату, где указаны условия оплаты. Покупатель, оплачивая счет указывает конкретный номер. Можно ли засчитывать авансы по оплате одного счета в счет задолженности по другому счету?

Обсуждение (13)

  1. Добрый день!
    Правильно ли я понимаю, что вы узнаете от покупателя номер счета на оплату позже, чем оформлено Поступление на расчетный счет?
    Желательно чтобы в графе Счет на оплату при поступлении денег был указан именно тот счет, по которому произведена оплата. Это позволит контролировать неоплаченные счета в разделе Руководителю – Расчеты с покупателями – Счета, не оплаченные покупателями.
    Или же в вопросе речь о том, что авансы зачитываются в документе Реализация не по конкретному документу поступления на р/с? Уточните, пожалуйста, ситуацию.
    Материал по отражению и зачету авансов и учету НДС:
    Поступление оплаты от покупателя: аванс
    Принятие НДС к вычету при зачете авансов, полученных от покупателей
    Дополнительно, что еще может быть полезно:
    Документ Счет покупателю
    Как выставить счет на оплату в 1С 8.3 Бухгалтерия
    Как связать Счет покупателю с документом реализации?
    .

  2. Уточняю. Выставляем покупателю счет, он его оплачивает, мы выставляем с/ф на аванс, потом происходит реализация. В поступлении на расчетный счет выбираем именно тот счет, который оплачивает заказчик. Таких счетов за месяц может быть больше 20 штук. Поскольку в поступлении погашения задолженности стоит «Автоматически», и в реализации Зачет авансов «Автоматически», авансы не всегда корректно засчитываются, т.е. в реализации формируется проводка Дт 62.02 Кт 62.01 и сумма берется из первой по времени оплаты (хотя это была оплата по другому счету).
    И как бы все было хорошо, т.к. обычно сначала оплата потом реализация, и на конец квартала обычно ОСВ 62.02 и ОСВ 76.АВ сходились. Но получилось так, что образовалась дебиторская задолженность, заказчик нам должен по одному из счетов, там условия постоплаты (отсрочка на три месяца), но сейчас заказчик оплачивает новые счета.
    Вот у меня и возник вопрос, можно ли эти оплаты было засчитывать в счет образовавшегося долга? 1С автоматом так сделала (т.к. у меня по умолчанию стояло автоматически и было сальдо по 62.01), я не отследила (в реализации надо было выбирать зачет аванса по документу и выбрать нужное поступление), соответственно с/ф на аванс не выставляла, т.к. при обработке регистрация с/ф на аванс сумм для авансов не было.
    Нужно ли теперь довыставить с/ф на аванс?
    Получается, наш НДС к уплате увеличивается, а у покупателя уменьшается.

    1. Спасибо за уточнение.
      По моему мнению, нужно исходить из ситуации: если зачитываете по каждому счету/реализации отдельно, то воспользуйтесь настройкой Способ зачета аванса.

      Принцип такой.
      Документ Реализация (акт, накладная)
      — Автоматически — зачет авансов будет проходить автоматически в разрезе указанного договора;
      — По документу – зачет авансов будет проходить по конкретным документам оплаты, которые необходимо добавить в табличную часть. Если в графе Сумма зачета установлено значение < Авто>, то эту сумму программа будет определять автоматически в разрезе указанного документа. Также в графу Сумма зачета можно проставить значение суммы вручную и зачесть столько, сколько требуется по договору;
      — Не зачитывать — зачет авансов не будет проходить автоматически при проведении документа.
      Документ Поступление на расчетный счет
      Способ Погашение задолженности:
      — Автоматически – автоматически в разрезе договора;
      — По документу – по конкретному документу в поле Документ;
      — Не погашать – задолженность по договору не погасится, а сумма будет отнесена на счет, указанный в поле Счет авансов.

      При учете задолженности в разрезе Счетов, если образовался аванс в счет предстоящей отгрузки, нужно выставить авансовый счет-фактуру и исчислить НДС с полученного аванса.
      Если не выставили вовремя СФ на аванс:
      Счет-фактуру на аванс выписали с опозданием, как заполнить уточненку по НДС

      В данном случае имеет смысл вести в разрезе Счетов еще и по той причине, чтобы с поставщиком сходиться полностью.

      Если же зачет проходит в общем по договору, то можно оплаты засчитывать в счет образовавшегося долга, как сейчас получилось.

      1. Оксана, я бы все-таки хотела узнать как правильнее…вернее может ли ИФНС придраться и доначислить НДС, в том случае если мы сейчас не выставим с/ф на аванс?
        В договоре с контрагентом есть пункт : «В случае если при поступлении очередного платежа от Покупателя имеется дебиторская задолженность по предыдущим отгрузкам товара, в рамках настоящего договора, то платеж, поступивший на расчетный счет Продавца, зачисляется в счет имеющейся дебиторской задолженности.»

        1. По общему правилу при получении аванса от покупателя вы должны начислить НДС (пп. 2 п. 1 НК РФ).
          Поэтому, если отразите аванс, но не начислите НДС, есть риски претензий со стороны налоговой.
          Какие санкции применяются, если не начислять НДС с авансов полученных?
          .

          1. Тогда получается что нужно отслеживать каждого контрагента, каждый платеж и каждую отгрузку, чтобы было все корректно.

            1. Все верно поняли.
              По вашим процессам посмотрите, как вам лучше вести учет.
              Вы можете сделать папку Договор №100 от 24.01.2022 в справочники Договоры.
              В этой папке собирать элементы «договоры» но называть их Счет №1 от 24.01.2022, Счет №2 от 25.01.2022…
              Т.е. вести учет по Счетам. Указывая их в поле Договор. Сами Счета, как выставляли отдельно, так и выставлять. Но учет будет более автоматизированный.
              Это альтернатива тому, что указываем в самом документе, когда выбираем зачитывать аванс или нет.

              1. Но как тогда с юридической стороны, ведь в поле основание в УПД будет указан не наш конкретный договор со всеми условиями, а счет, в котором все условия не пропишешь.
                А в судах любят обращать внимание на этот момент.

                1. Если контрагент проблемный и вы судитесь с покупателями на постоянной основе, принципиально, чтобы было слово Договор и т.д. т.е. есть какие-то особенности, то отслеживаете, как выше обсудили.

                  1. Раньше мы так и делали, т.е. в папке договора создавали счета на каждую реализацию. Но когда стало много контрагентов, и счетов с каждым по 300 штук а то и более, перестали. Были контрагенты которым принципиально было чтоб указывали не счет в основании, а именно договор. Потом были бухгалтера, которые говорили что нужно указывать только автоматически и никак по-другому иначе все «слетит».
                    Спасибо за ваши ответы. Все стало на места. Благодарю.

                    1. Да, тут надо «рулить» по ситуации. 300 Счетов в папке Договор конечно проблематично.
                      Здесь лучше один Договор и отслеживать его точечно — аванс / реализация.
                      Будем на связи!

  3. И вообще правильно ли это что в разрезе одного договора у контрагента будет сальдо и по счету 62.01 и по счету 62.02?

    1. Да, такая ситуация возможна, если по договору оплаты привязаны к конкретным отгрузкам

Комментарии закрыты