НЗП работы

Вопрос задал Наталья З. (Москва)

Ответственный за ответ: Медведева Елена (★9.70/10)

Добрый день.
Организация ведет виды деятельности по выполнению работ по контрактам (позаказный метод) период выполнения в течении календарного года. Сумма контракта утверждена и подписана на весь объем и период работ (например 1128730 руб. на период с 01.04.19 по 15.10.2019). Работы сдаются по этапно по КС-2 (КС-3).
В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского и налогового учета:
незавершенное производство в бухгалтерском и налоговом учете отражается по фактической производственной себестоимости;
общехозяйственные расходы:
в бухгалтерском учете – в полном объеме списываются на финансовый результат, применяется метод сокращенной себестоимости («директ-костинг»);
в налоговом учете общехозяйственные расходы включаются в состав косвенных расходов;
в состав прямых расходов в налоговом учете включены все расходы, учитываемые в бухгалтерском учете на счете 20.01., используется общая система налогообложения (ОСН), применяется метод начисления и ПБУ 18/02 (в редакции приказа Минфина России от 20.11.2018 № 236н).
Учетной политикой в 1 С установлено «С учетом всей выручки» .
Реализация выписывается документом «Реализация услуг».
За апрель акт в сумме 55680 руб. (за период выполнения работ с 1 по 15) подписан в апреле. Сумма затрат на счете 20 за прель составила 128750 руб. В мая затраты составили 289956 руб. Подписан в мае акт за апрель (с 16по30) в сумме 49830 руб., и акт за май за период выполнения с 1 по 20 мая в сумме 199345 руб.
Подскажите пожалуйста, как рассчитать НЗП за апрель и май какую применить методику?
Каким образом НЗП отраженная в 1С «Инвентаризация НЗП» распределяет сумму по статьям затрат «справка-расчет «Калькуляция» ?

Все комментарии (22)

  1. Здравствуйте, Наталья! По поводу расчета НЗП высказываю свое профессиональное суждение.
    У вас учетной политикой установлен способ оценки НЗП по фактической производственной себестоимости. То есть по мере сдачи работ с кредита со счета 20 «Основное производство» списываются лишь те расходы, которые относятся к принятым заказчиком работам (этапам).
    Теперь как это в программе. Обычно при позаказном методе удобно заводить на каждый этап свою номенклатурную группу. У вас установлен порядок списания затрат «С учетом всей выручки». То есть если этап сдан, 20 счет закрывается, если нет — остается НЗП. Если у вас заведена одна номенклатурная группа на весь контракт, значит нужно вводить «Инвентаризация НЗП», рассчитанную как я писала выше — по фактическим затратам.
    Вопрос про калькуляцию не совсем поняла. НЗП не отражается в калькуляции, он висит на 20 счете.

  2. А как рассчитать фактические затраты по принятому этапу? Я рассчитала следующим способом: затраты за текущий месяц/кол-во календарных дней х период принятый по акту. Например за апрель 128750/30*15=64375 руб. Возможно ли применять такой способ? Или может подскажите другой способ, очень буду благодарна.

  3. Вопрос про калькуляцию. По контракту за апрель акт (реализация) выставлена в мае. В 1С затраты за апарель перешли на май НЗП в полной сумме, затраты отражаются по статьям и в калькуляции, точно в тех же суммах, как и в ОСВ. Затраты за май должны быть списаны, после того как будет подписан акт (то есть в июне), по этому оформлен документ Инвентаризация НЗП от 31.05.19 в сумме затрат за май. В калькуляции НЗП за май отражается с разбивкой за май и апрель, общая сумма ОСВ отходит, а вот по статьям нет. Скриншот прикладываю.

  4. Здравствуйте!

    По вашей ситуации несколько комментариев.
    Если работы и нужно с/с отслеживать на 90.02.1, то документ Реализация (акт, накладная) не используют. Нужно реализацию отражать так: Производство — Выпуск продукции — Оказание производственных услуг.
    Далее про калькуляцию в 1С Бухгалтерия. Функционал по производству есть, но он ограниченный.
    Полноценно пользоваться для точной калькуляции документами 1С не всегда возможно. В 1С ведется в первую очередь бухгалтерский и налоговый учет т.е. регламентированный. Для производства есть другие профильные конфигурации, также можно и Бухгалтерию доработать под себя. Это распространенна практика.
    И специфика такая, полная калькуляция доступна только, когда полностью закрыт выпуск по Номенклатурной группе.
    Если есть НЗП, то надо смотреть с момента открытия заказа по текущую дату калькуляцию, а не ограниченно за месяц.

  5. Спасибо за ответ и подсказки. А про алгоритм расчета на НЗП может подскажите? Спасибо

    1. НЗП считаете так, как прописано в вашей учетной политики.
      Смысл НЗП в том, что в остатках на счете 20 остается та стоимость, которая относится к невыполненным работам. Т.е. какие материалы еще не использованы, например. Но при этом в производство переданы и т.д. Методика расчета у каждого своя. Главное, что она должна быть объяснима и экономически обоснована.
      Раз директ-костинг, значит общехозяйственные расходы списываете и в БУ и в НУ сразу. Остаются только прямые на счете 20.01. Здесь еще раз проверить, что все статьи, что в БУ отражены являются прямыми для НУ.
      В том случае, если НЗП в БУ и НУ не совпадает, то расчет выполняется вне 1С и данные вносятся в документ Инвентаризация НЗП в колонки Сумма и Сумма НУ соответственно в ручном режиме.

  6. По вашей отрасли надо смотреть методические рекомендации по расчету себестоимости и оценке НЗП. По всем отраслям есть своя узкая специфика и ее надо учитывать.
    Обычно это в зоне ответственности планово-экономического отдела т.к. они отвечают за расчет себестоимости. И бухгалтерия уже следует требованиям ПЭО.
    По поводу расчета НЗП пропорционально дням не совсем поняла, как это экономически обоснованно.
    Если выбирать коэффициент распределения для общих прямых затрат кроме материальных, то например, прямая оплата труда или выручка по этапам.
    По материалам соответственно все из первички, всегда известно, что уже ушло и что в цехе, на объекте по сырью. Здесь коэффициенты не нужны.
    Рекомендовать что-то конкретное, не видя базы и не проводя предварительного полноценного исследования учета и бизнеса, проблематично. И так как в таких условиях гарантии результата нет, то к сожалению, дистанционно в рамках ответов на вопросы, не даем такие консультации. Можно серьезно ошибиться по причине незнания нюансов учета.
    Поэтому по данному вопросу рекомендую с аудиторами проконсультироваться и выбрать максимально выгодный для вас вариант и безопасный с точки зрения налоговых рисков.

  7. Спасибо за рекомендации. Хорошего дня.

    1. Рада была Вам помочь! Будут вопросы, обращайтесь, пожалуйста.

  8. Небольшое дополнение. Если правильно поняла из ваших более ранних вопросов, то еще применяете счет 25. Общепроизводственные затраты могут быть, как прямыми, так и косвенными. Т.к. распределяете 25 на 20.01, то может получиться так, что БУ и НУ в части НЗП не совпадают. Поэтому этот момент также проверить по перечню прямых статей затрат, утвержденных в УП и установленных в базе 1С.

  9. Спасибо за рекомендации. У нас счета учета настроены правильно, благодаря БухЭксперт, я ваш подписчик с 2017г.
    А по оценке НЗП я все таки решила применить метод по степени завершенности (2 /2008 ПБУ).
    До этого мне просто эксперт, по другому вопросу не рекомендовал создавать на каждый заказ НГ, поэтому у меня появились сомнения. Но лучшего решения я не вижу пока. То есть все таки для точного учета на каждый объект (заказ) открывать свою НГ.
    Еще раз спасибо, хорошего дня.

    1. Здравствуйте!

      Как учет организовать по аналитике в 1С можно сказать только после исследования всех бизнес процессов. Поэтому, если эксперт во все вник, то конечно мог дать подходящую рекомендацию.
      Когда учет 1 заказ = 1 номенклатурная группа (НГ) точно не подходят: трудоемко разносить затраты по разным НГ и нет возможности при вводе данных их разделить на каждую НГ качественно и точно. Например, если 1000 НГ надо завести и разносить данные по ним, то это может оказаться неэффективным по сравнению с тем результатом, что это даст.
      Но в плане учета 1 заказ = 1 НГ это самая точная с/с, например. Т.е. свои плюсы также есть.

      Что счета настроены правильно — отлично. Вопрос в том, все ли статьи на счете 25 прямые для НУ? Если не все, то НЗП в БУ и НУ различается по сумме. А если все прямые, то нет.

      По поводу ПБУ 2/2008, уточните, пожалуйста, каким именно пунктом там руководствуетесь для такого подсчета НЗП.

  10. Раздел 4 п. 17.
    счет 25 у нас тоже настроен верно.
    У меня все таки вопрос. Вот я внесла НЗП «Инвентаризация НЗП». Каким образом всё таки программа рассчитывает (сумму НЗП распределяет по статьям затрат), и сумма ПР и ВР тоже отличаются, общая сумма по ним идет с моим расчетом. Спасибо.

    1. 25 настроен верно = все статьи на счете 25 внесены в Перечень прямых расходов в 1С? Потому, если они не внесены, то это тоже правильно. Но при этом будет отличие в БУ и в НУ в НЗП. Поэтому хочу точно понять, как у вас организован учет в этой части.

      Программа не считает НЗП. Этот расчет делает бухгалтер вне 1С и вносит в документ Инвентаризация НЗП сумму по БУ и по НУ.
      Далее, программа оставляет эту сумму в НЗП. Но расчет конечно должен быть верным с учетом входящего сальдо и оборотов.

      По поводу метода расчета НЗП, не увидела в р.4 п.17 ПБУ 2/2008 такой формулировки «затраты за текущий месяц/кол-во календарных дней х период принятый по акту».

  11. Счет 25 все статьи внесены в перечень прямых расходов, но затраты распределяю в ручную, так как не смогли настроить программу под наш учет.
    Про НЗП Вы меня не совсем поняли, я написала что решила использовать метод по оценке степени завершенности, календарные дни в расчет не берутся.
    Распределение у меня с программой пошло, а то что суммы по статьям были немного разные, причина в следующем. По одной НГ несколько подразделений и когда вносишь документ Инвентаризация НЗП, то программа закрывает некоторые подразделения полностью, то есть по ним НЗП нет, а оставляет только по одному.
    Спасибо

    1. Спасибо за пояснения. Теперь понятнее стало.

      Степень завершенности т.е., например, весь заказ 100%, выполнили его на 20%. Значит от общей стоимости затрат 20% идут в расходы в периоде частичного закрытия этапа, а 80% остаются в НЗП. Это те, которые по коэффициентам считаем. Исключение материальные расходы т.к. они по первичке. Правильно поняла?

      В документе Инвентаризация НЗП подразделение указали и ввели несколько документов по всем подразделениям?

  12. Мы распределяем всё по коэф. И материальные

    1. Ок, поняла. На счет материальных еще подумать. Потому что распределяем мы то, что не можем точно отнести (работы, услуги, заработную плату). А сколько сырья это мы всегда знаем точно т.к. что использовано, того уже нет в наличии на складе, в цехе и т.д. А у вас наверное все это есть в отчетах еще т.к. сметчики же рассчитывают по идеи.

  13. У нас выполнение работ чистка дорог, материальные это гсм и текущие затраты, на нзп относим так как акты ещё не подписаны.

    1. Ок, поняла.

Комментарии закрыты.