Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.05.2019 N А34-11133/2018

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2019 г. N Ф09-1798/19

Дело N А34-11133/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Кравцовой Е.А., Поротниковой Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Анкудиновой И.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее — Пенсионный фонд, учреждение, заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 19.11.2018 по делу N А34-11133/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, состоявшемся 29.04.2019, в здании Арбитражного суда Курганской области принял участие представитель учреждения — Уткина В.В. (доверенность от 09.01.2019 N 10).
Определением от 29.04.2019 судом кассационной инстанции отложено судебное разбирательство с проведением судебного заседания с использованием видеоконференц-связи в Арбитражном суде Уральского округа на 22.05.2019.
В судебном заседании, состоявшемся 22.05.2019 с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, принял участие представитель учреждения — Уткина В.В. (доверенность от 09.01.2019 N 10).

Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Сладковской Яны Сергеевны (далее — предприниматель, ИП Сладковская Я.С.) штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в сумме 8000 руб. за отчетный период январь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 19.11.2018 (судья Обабкова Н.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 (судьи Скобелкин А.П., Бояршинова Е.В., Иванова Н.А.) решение суда оставить без изменения.
Учреждение в кассационной жалобе просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель жалобы считает необоснованными выводы судов о повторности привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение.
В обоснование жалобы Пенсионный фонд указывает на то, что ИП Сладковская Я.С., выступающая работодателем по отношению к застрахованным лицам, относится к страхователям, в связи с чем обязана представить сведения в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М за январь 2018 года не позднее 15.02.2018. Поскольку предприниматель представила данные сведения 27.02.2019, то есть по истечении установленного срока, учреждение правомерно привлекло ее к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ).
Учреждение в кассационной жалобе настаивает на том, что привлечение предпринимателя как работодателя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ не исключает привлечение ИП Сладковской Я.С. как руководителя — должностного лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Предпринимателем представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, предприниматель является плательщиком страховых взносов с соответствующей обязанностью представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.
ИП Сладковской Я.С. 27.02.2018 представлены в учреждение сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении 16 застрахованных лиц по форме отчетности «Сведения о застрахованных лицах» (исходная) за январь 2018 года.
Пенсионным фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления указанных сведений индивидуального (персонифицированного) учета на основе представленного заинтересованным лицом отчета по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2018 года, в ходе которой учреждением выявлен факт несвоевременного представления отчета по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2018 года, о чем составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.05.2018 N 055S18180001905.
Решением о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.06.2018 N 055S19180002615, предприниматель привлечена к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 8000 руб.
Управлением 13.07.2018 ИП Сладковской Я.С. выставлено требование N 055S01180009722 об уплате в срок до 13.07.2018 финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в сумме 8000 руб.
Поскольку указанное выше требование предпринимателем в добровольном порядке не исполнено, Пенсионный фонд обратился с соответствующим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из доказанности материалами дела совершения предпринимателем нарушения срока предоставления сведений, между тем, установили факт повторности привлечения ИП Сладковской Я.С. к ответственности за указанное нарушение в рамках дела об административном правонарушении, что недопустимо в соответствии с частью 1 статьи 50 Конституции Российской Федерации, а также не согласуется с основополагающими принципами привлечения правонарушителя к ответственности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно статье 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее — контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предприниматель является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ, действовавшей в рассматриваемый период, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п «Сведения о застрахованных лицах».
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В абзаце 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Судами из материалов дела установлено, что сведения на 16 застрахованных лиц за январь 2018 года представлены предпринимателем с нарушением установленного законом срока, а именно 27.02.2018. Данное обстоятельство ИП Сладковской Я.С. не оспаривается.
Между тем, из представленных в материалы дела доказательств, судами установлено также, что вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 35 судебного района г. Кургана Курганской области от 25.07.2018 по делу N 5-661/18 ИП Сладковская Я.С. привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.33.2 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Статьей 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Из обстоятельств дела N 5-661/18 следует, что поводом для привлечения предпринимателя к административной ответственности решением мирового судьи судебного участка N 35 судебного района г. Кургана Курганской области от 25.07.2018 послужил факт нарушения ИП Сладковской Я.С. срока представления сведений о застрахованных лицах за январь 2018 года, в связи с чем предприниматель привлечена к административной ответственности по статье 15.33.2 КоАП РФ как должностное лицо.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.02.2019 N 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки Э.», объективную сторону составов правонарушений, предусмотренных статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ составляет одно деяние, совершенное при одних и тех же фактических обстоятельствах, что свидетельствует о повторном привлечении к административной ответственности за одно и то же действие.
Как следует из материалов дела, основанием для взыскания в рассматриваемом деле с ИП Сладковской Я.С. финансовых санкций в сумме 8000 рублей послужил факт привлечения предпринимателя, как страхователя, решением от 22.06.2018 N 055S19180002615 к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в сумме 8000 руб. за (отчетный период) январь 2018 года, с выставлением в адрес предпринимателя требования N 055S01180009722 об уплате в срок до 13.07.2018 указанной выше штрафной санкции и обращением, впоследствии, в арбитражный суд за ее взысканием.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом установленных обстоятельств, судами сделан обоснованный вывод о том, штрафные санкции, исчисляемые в порядке статьи 17 Закона N 27-ФЗ, также являются мерой ответственности страхователя за ненадлежащее представление сведений о застрахованных лицах.
При этом обстоятельства, вмененные предпринимателю в рассматриваемом деле и в деле за N 5-661/18, составляют объективную сторону правонарушения как одно деяние, совершенное при одних и тех же фактических обстоятельствах.
Поскольку предприниматель является работодателем и страхователем, взыскание штрафных санкций повлечет за собой повторное привлечение к ответственности одного и того же лица за одно правонарушение, что недопустимо в соответствии со статьи 50 Конституции Российской Федерации, а также не согласуется с основополагающими принципами привлечения правонарушителя к ответственности.
Выводы судов соответствуют правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в постановлении от 04.02.2019 N 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки Э.».
При таких обстоятельствах судами обоснованно отказано учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части названного постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 19.11.2018 по делу N А34-11133/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.П.ЯЩЕНОК

Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
Е.А.ПОРОТНИКОВА

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Карточка публикации

Разделы: , , ,
Рубрика:
Объекты / Виды начислений:
Последнее изменение: 17.09.2019
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

Добавить комментарий