Вопрос: О применении БСО и чеков ККТ в целях освобождения от НДС услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 августа 2021 г. N 03-07-11/69766
Департамент налоговой политики совместно с Департаментом анализа преференциальных налоговых режимов рассмотрел обращение и по вопросам применения бланков строгой отчетности и чеков контрольно-кассовой техники в целях применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), сообщает.
Согласно подпункту 18 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.
Федеральный закон N 54-ФЗ) определены правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
В базе знаний Бухэксперта 25 тысяч актуальных статей и 80 тысяч ответов на вопросы бухгалтеров. Все — с пошаговыми инструкциями по применению теории на практике в 1С. Каждый день нас читают больше 100 тысяч бухгалтеров со всей страны. В открытом доступе только небольшая часть наших статей. Чтобы получить полный доступ и найти ответы на все ваши вопросы, оставьте заявку
В соответствии с Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Положениями Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что кассовый чек — это первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; бланк строгой отчетности — это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
При этом под автоматизированной системой для бланков строгой отчетности понимается контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях.
Следует учитывать, что автоматизированная система для бланков строгой отчетности применяется исключительно при осуществлении расчетов наличными и (или) электронными средствами платежа за оказанные услуги (выполненные работы). При этом контрольно-кассовая техника, не являющаяся автоматизированной системой для бланков строгой отчетности, такого ограничения не содержит и может применяться при расчетах как за товары, так и за услуги (работы).
Учитывая изложенное, при оказании услуг населению организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, в том числе являющуюся автоматизированной системой для бланков строгой отчетности и соответствующую требованиям Федерального закона N 54-ФЗ.
Помимо этого, при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае представления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на представленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) (Федерального закона N 54-ФЗ).
В свою очередь, согласно Федерального закона N 54-ФЗ, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в Федерального закона N 54-ФЗ, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
Обращаем внимание, что формы путевок (курсовок) в санаторно-курортные организации (учреждения), оздоровительные учреждения утверждены в качестве документов строгой отчетности Приказом Минфина России от 10.12.1999 N 90н «Об утверждении бланков строгой отчетности».
При этом отпечатанная типографским способом или на принтере путевка (курсовка) не является бланком строгой отчетности в целях Федерального закона N 54-ФЗ.
Учитывая изложенное, при расчетах за услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций в целях соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники и подтверждения факта расчета:
1) бланк строгой отчетности может быть сформирован с применением контрольно-кассовой техники и содержать дополнительные реквизиты с учетом сферы деятельности, в которой ведутся расчеты;
2) путевка (курсовка) может быть оформлена одновременно с выдачей кассового чека (бланка строгой отчетности);
3) путевка (курсовка) может быть оформлена с нанесением на нее реквизитов кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющих идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать кассовый чек (бланк строгой отчетности), указан в Федерального закона N 54-ФЗ.
Дополнительные реквизиты фискальных документов и форматы фискальных документов, обязательных к использованию, утверждены Приказом ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию» (далее — Приказ).
Приказом предусмотрены соответствующие признаки способа расчета (тег 1214), в частности «полный расчет», указываемый в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) при полной оплате, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты) в момент передачи предмета расчета, «передача в кредит» — при передаче предмета расчета без его оплаты в момент его передачи с последующей оплатой в кредит, «оплата кредита» — при оплате предмета расчета после его передачи с оплатой в кредит.
Одновременно следует отметить, что согласно Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.
Вместе с тем Федеральный закон N 54-ФЗ не запрещает применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями в безналичном порядке, а также с использованием электронного средства платежа без его представления.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА
30.08.2021
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете