Апелляционное Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2017 N 32-АПГ16-14

Последнее изменение: 18.08.2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 февраля 2017 г. N 32-АПГ16-14

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Торговый Дом «Эластик» об оспаривании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25 декабря 2015 г. N 1390-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год»
по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества «Торговый Дом «Эластик» на решение Саратовского областного суда от 29 сентября 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя закрытого акционерного общества «Торговый Дом «Эластик» по доверенности Анощенкова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области — по доверенности Юрьевой Ю.С. и УФНС России по Саратовской области — по доверенности Конюховой Н.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда является законным и обжалованию не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее — Комитет) распоряжением от 25 декабря 2015 г. N 1390-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» (далее — Распоряжение N 1390-р) утвердил перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 год (далее — Перечень).
Распоряжение N 1390-р опубликовано на официальном сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.g-64.ru) 25 декабря 2015 г.
Распоряжением Комитета «О внесении изменений в распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25 декабря 2015 года N 1390-р» от 4 апреля 2016 г. N 267-р уточненный Перечень изложен в новой редакции. Названное распоряжение опубликовано на официальном сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.g-64.ru) 5 апреля 2016 г. Оспариваемый акт в редакции от 4 апреля 2016 г. действует с 1 января 2016 г.
Закрытое акционерное общество «Торговый Дом «Эластик» (далее — ЗАО «Торговый Дом «Эластик», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента принятия Распоряжения N 1390-р.
В обоснование заявленных требований ЗАО «Торговый Дом «Эластик» указало, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в нарушение статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
Решением Саратовского областного суда от 29 сентября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО «Торговый Дом «Эластик» просит указанный судебный акт отменить, как незаконный и необоснованный, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и процессуального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлены возражения комитета по управлению имуществом Саратовской области, УФНС России по Саратовской области и прокуратуры Саратовской области.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
На основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ, статьи 1.1 Закона Саратовской области 24 ноября 2003 г. N 73-ЗСО «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций» установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Данной нормой, введенной Законом Саратовской области от 25 ноября 2015 г. N 149-ЗСО, предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, нежилых помещений общей площадью свыше 200 кв. метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Налоговая база, определенная как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, применяется в отношении вышеуказанного имущества, включенного в перечень объектов недвижимого имущества, формируемый уполномоченным органом исполнительной власти области.
На основании постановления Правительства Саратовской области от 22 апреля 2014 г. N 244-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 3 мая 2005 г. N 137-П «Вопросы комитета по управлению имуществом Саратовской области» полномочиями по определению на налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направлению перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещению перечня на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» наделен комитет по управлению имуществом Саратовской области (пункт 6).
Таким образом, только в случае, если уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, официально не размещен до 1-го числа очередного налогового периода, на налогоплательщика не может быть возложена обязанность по уплате налога исходя из кадастровой стоимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, действие которого распространено с начала указанного налогового периода.
Суд первой инстанции принял во внимание указанные нормативные положения и сделал правильный вывод, что Распоряжение N 1390-р принято уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением процедуры его принятия.
Как следует из материалов дела, в пункт 145 Перечня включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 64:41:000000:4533, который принадлежит ЗАО «Торговый Дом «Эластик» на праве собственности и обладает признаками, установленными статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1 Закона Саратовской области 24 ноября 2003 г. N 73-ЗСО. Данный вывод суда в апелляционной жалобе не опровергается.
Судебная коллегия не принимает довод апелляционной жалобы Общества о неправильном выводе суда первой инстанции о неприменении к оспариваемому нормативному правовому акту правил введения его в действие, установленных статьей 5 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ не предусмотрено опубликование указанного перечня в общем (самостоятельном) порядке, а установлена обязанность его размещения на официальном сайте уполномоченного органа в определенный этой статьей срок.
Данное требование Комитетом соблюдено. Оспариваемое Распоряжение N 1390-р опубликовано на официальном сайте 25 декабря 2015 г.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что указанный способ опубликования Распоряжения N 1390-р позволил обеспечить населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает данный нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
Пункт 4 статьи 1 НК РФ устанавливает, что законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с данным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Вместе с тем, по смыслу пунктов 2, 7 статьи 378.2 НК РФ, перечень объектов недвижимости определятся в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций.
Названный перечень утверждается постановлением, приказом либо распоряжением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не регулирует отношений, связанных с установлением налоговых ставок, налоговых льгот, либо особенностей определения налоговой базы и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов (пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 184-ФЗ).
Исходя из положений статьи 1, статьи 372 НК РФ по форме и содержанию данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта Российской Федерации о налогах.
С учетом названных норм суд обоснованно пришел к выводу о том, что перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков, сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом. Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определятся исходя из их кадастровой стоимости, вступает в силу по правилам, установленным для вступления в силу нормативных актов субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» до определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, состава сведений, предусмотренного пунктом 8 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции названного федерального закона), состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов. При этом статьей 378.2 НК РФ не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов и предусмотрена возможность включения в перечень не выявленных объектов недвижимого имущества на следующий налоговый период на основании статьи 375 НК РФ.
Судебная коллегия полагает верным вывод суда о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормам Закона о защите конкуренции, поскольку формирование оспариваемого нормативного правового акта осуществлено в соответствии с изложенными нормами налогового законодательства.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его изменения либо отмены в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Саратовского областного суда от 29 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО «Торговый Дом «Эластик» — без удовлетворения.

Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий