АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2019 г. N Ф09-9095/18
Дело N А07-8460/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Кравцовой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее — управление, фонд, заявитель жалобы) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.07.2018 по делу N А07-8460/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель фонда — Италмасова Э.Р. (доверенность от 09.01.2019 N 2).
Общество с ограниченной ответственностью «Башнефть-Сервис НПЗ» (далее — общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к управлению о признании недействительным решения от 15.03.2018 N 002S19180002830 (далее — решение управления) о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 04.07.2018 (судья Зиганшина Ю.С.) требования предприятия удовлетворены, решение управления признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 (судьи Бояршинова Е.В., Арямов А.А., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, применение Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее — Инструкция), не подлежащей применению.
Заявитель жалобы настаивает на правомерности оспариваемого решения фонда ввиду предоставления обществом сведений за отчетный период в отношении 2848 застрахованных лицах по форме СЗВ-М позднее установленного срока.
По мнению фонда, выводы судов о процессуальном нарушении при привлечении страхователя к ответственности не соответствует фактическим обстоятельствам, установленным судами и имеющимся доказательствам и пояснениям, полученным в ходе судебных заседаний.
Заявитель жалобы обращает внимание суда на то, что им документально подтвержден факт причинения ущерба федеральному бюджету в результате выплаты денежных средств после проведенного массового перерасчета по итогом представления и загрузки сведений СЗВ-М за «ноябрь 2017 г.».
В обоснование своей позиции фонд ссылается на судебную практику и считает, что обжалуемые судебные акты нарушают единообразие судебной практики.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить кассационную жалобу фонда без удовлетворения, обжалуемые судебные акты — без изменения ввиду отсутствия оснований для их отмены.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не нашел.
Судами установлено, что страхователем в фонд 11.12.2017 направлена форма СЗВ-М, тип «исходная», в которой некорректно указан отчетный период «декабрь 2017 г.» вместо «ноябрь 2017 г.», в отношении 2848 застрахованных лиц.
Страхователем в фонд 12.01.2018 направлена форма СЗВ-М, тип «исходная», в которой указан отчетный период «декабрь 2017 г.» в отношении 2851 застрахованных лиц; названный документ фондом не принят, поскольку форма СЗВ-М с типом «исходная» за указанный отчетный период уже ранее представлена.
Страхователем в фонд 15.01.2018 направлена форма СЗВ-М, тип «исходная», в которой указан отчетный период «ноябрь 2017 г.», в отношении 2848 застрахованных лиц; названный документ фондом принят, 16.01.2018 направлено уведомление.
Страхователем в фонд 15.01.2018 направлена форма СЗВ-М, тип «дополняющая» за отчетный период «декабрь 2017 г.» в отношении 23 застрахованных лиц, а также тип «отменяющая» за отчетный период «декабрь 2017 г.» в отношении 20 застрахованных лиц; названные документы фондом приняты, 16.01.2018 направлено уведомление.
Основанием для вынесения оспариваемого решения фонда послужило предоставление обществом 15.01.2018 сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 2 848 застрахованных лиц по форме СЗВ-М при сроке 15.12.2017, в связи, с чем последний привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ), в виде финансовых санкций в размере 1 424 000 руб.
Не согласившись с названным решением фонда, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что допущенная обществом ошибка при представлении в Пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах является технической опечаткой, которая была исправлена посредством направления формы СЗВ-М, содержащей откорректированные сведения, в соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ. При таких обстоятельствах, по мнению судов, действия страхователя не могут быть расценены как непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона по ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно пункту 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.04.2016 страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по форме СЗВ-М.
В соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом ст. 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в фонд сведениях, до их обнаружения фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения фондом, предприятие реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к предприятию финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017 такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обществом своевременно (11.12.2017) представлены в фонд сведения в отношении 2848 застрахованных лиц по форме СЗВ-М за отчетный период «ноябрь 2017 г.», при этом названным обществом допущена техническая ошибка при заполнении формы СЗВ-М при указании отчетного периода, а именно: вместо отчетного периода «ноябрь 2017 г.» ошибочно указан отчетный период «декабрь 2017 г.».
Фонд принял от страхователя указанные сведения, как своевременно представленные, полные и достоверные, о чем направлено уведомление.
В адрес общества от фонда не поступало уведомлений об обнаружении каких-либо неточностей (ошибок) в отчете за ноябрь 2017 г. в части неверного указания отчетного периода, а направление фондом уведомления обществу 16.01.2018 по результатам принятия сведений за отчетный период «декабрь 2017 г.», не содержало сведений об ошибке в указании отчетного периода в ранее поданных сведениях за отчетный период «ноябрь 2017 г.».
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, являются правомерными.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что допущенная техническая ошибка обществом в указании отчетного периода формы СЗВ-М, при ее своевременном направлении в фонд, а также самостоятельное исправление страхователем допущенной ошибки не образует состав правонарушения, предусмотренный абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали решение фонда недействительным и правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Иное толкование фондом норм действующего законодательства, отличное от смысла, приведенного в мотивировочной части настоящего постановления, не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов.
Довод фонда об отсутствии процессуальных нарушений при привлечении страхователя к ответственности судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклонен, как ошибочный, поскольку в акте проверки указаны дата и время рассмотрения акта 16.03.2018 в 10.00 часов, решение вынесено ранее даты рассмотрения материалов проверки (15.03.2018), доказательств рассмотрения акта проверки и материалов проверки именно 16.03.2018 в материалы дела не представлено.
Довод фонда о причинении ущерба федеральному бюджету в результате выплаты денежных средств после проведенного массового перерасчета по итогом представления и загрузки сведений СЗВ-М за «ноябрь 2017 г.», основан на предположениях, что не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов. В то же время ссылка фонда на наличие ущерба публичным отношениям не влияет на правильность выводов суда об отсутствии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе фондом не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.07.2018 по делу N А07-8460/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Уфы Республики Башкортостан — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Спасибо за полезную информацию