Добрый день!
У нас две проблемы с покупкой прослеживаемых товаров:
Проблема 1. Заказали через маркетплейс Яндекс Маркет монитор.
Монитор нам доставили, и поставщик прислал по ЭДО УПД со статусом 2, но не проставил реквизиты прослеживаемости.
Документы пришли от ИП.
Написали письмо в Яндекс Маркет, но у них рассмотрение 30 дней.
Монитор нужен организации рабочего места сотруднику (перепродажи не будет).
К кому правильно обращаться с проблемой прослеживаемости: к ИП или к Яндекс Маркету?
Если нам так и не дадут реквизиты прослеживаемости, то что нам делать? Имеем ли право приниматься такой товар и учитывать расходы в БУ и НУ? Есть какие-то штрафные санкции?
Проблема 2. Поставщик поставил прослеживаемый товар и документы прислал через ЭДО.
При вводе в 1С документов от программы есть предупреждение о том, что «обнаружены ошибки при проверке сервисом ФНС».
Мы попросили контрагента прислать документы с корректным РНПТ, на что поставщик прислал письмо.
Прошу подсказать, как нам действовать в этой ситуации и обращать ли внимание на предупреждение 1С? Можно каким-то другим образом проверить РНПТ? Как ИФНС будет реагировать на этот РНПТ, который не бьется по базам данных?
Подробное описание со сканами в прикрепленных файлах.
Добрый день!
1. Обязанность получать РНПТ и передать его при реализации товаров возложена на продавца. В первую очередь нужно попробовать связаться с ним и попросить оформить исправленный счета-фактуру или УПД с корректным РНПТ.
Отсутствие РНПТ нарушает учет в части работы с прослеживаемыми товарами. На получение, например, вычета по НДС отсутствие этих данных не повлияет (п. 2 ст. 169 НК РФ).
В 2024 году соответствующие поправки в КоАП о штрафах за нарушение правил работы с прослеживаемыми товарами еще не приняли, но они могут начать действовать с 01.01.2025. Поэтому безопаснее правильно отразить операции уже сейчас.
Приобретение прослеживаемого товара покупатель отражает в декларации НДС за соответствующий период. Если не планируется перепродажа, момент передачи в эксплуатацию сотруднику в отчетности не отражается, а вот в случае поломки, утилизации или другой подобной причины подается Отчет об операциях с прослеживаемыми товарами, которым сообщается, что объект с таким номером РНПТ выбыл из системы прослеживаемости.
2. При наличии такого письма со стороны продавца можете принимать товар к учету в обычном порядке, в программе это только уведомление о невозможности сопоставить номер с сервисом ФНС, документ все равно проведется. Аналогичные вопросы получали и по поводу ДНС.
Сейчас сервис по проверке РНПТ работает все еще в тестовом режиме. Могут быть технические вопросы на стороне ФНС.
Проверка РНПТ в 1С
Покупатель не нашел РНПТ в системе ФНС? Это не всегда ошибка
Ответ на требование ИФНС, если РНПТ не найден сервисом прослеживаемых товаров ФНС
1. «В первую очередь нужно попробовать связаться с ним и попросить оформить исправленный счета-фактуру или УПД с корректным РНПТ» — связаться с кем именно Яндекс маркетом или ИП?
Понятно, что лучше получить исправленный УПД, но если до отчетности за 4 квартал исправленный УПД не будет получен, что делать?
Запросить РНПТ следует у ИП — продавца товара. Если он его так и не предоставит, в части НДС за 4кв. ничего не меняется, можно принять вычет по счет-фактуре.
Ответственность возможна за нарушение правил прослеживаемости, когда соответствующие нормы внесут в КоАП. Планируется с 01.01.2026 (Методические рекомендации по внедрению ЭДО в целях обеспечения популяризации использования ЭДО среди граждан и организаций РФ).
Еще бывают такие ситуации, когда товар приобретается сотрудником, но он забыл сообщить, что для организации. В случае продажи физ.лицу — конечному покупателю товар выбывает из оборота, сведения о прослеживаемости магазину передавать не обязательно. Тогда нужно подавать уведомление в ИФНС, чтобы РНПТ присвоили заново.
Я правильно поняла Вас, что пока не ввели ответственность за нарушение правил прослеживаемости, то можно «огромные усилия» не прилагать для получения правильных документов и принимать мониторы с по документам без прослеживаемости?
Тогда в 1С при приеме в графе «Маркировка и контроль» не надо ставить «Прослеживаемый товар»?
Если поставщик не передал реквизиты прослеживаемости, вы как покупатель эту информацию сами указать не можете, поэтому оформляете поступление в соответствии с первичными документами. Признак прослеживаемости не указываете.
Но расхождение может быть обнаружено при встречной проверке деклараций по НДС и придет требование об уточнении.
Не так давно разбирали похожий вопрос, там была проблема с выгрузкой доп.реквизитов в электронной форме счет-фактуры. Продавец отразил выбытие прослеживаемого товара, а покупатель отразил приобретение обычного без прослеживаемости.
Данные стоимости у участников сделки не совпадают, не переданы данные о прослеживаемом товаре в комплекте в 1С
Рекомендуем изначально отражать операции и вести учет правильно, при необходимости запрашивать дополнительную информацию у контрагентов.
Пока за нарушения в сфере прослеживаемости товаров ответственности нет, но мы не знаем, как точно будут действовать санкции по операциям, относящимся к периодам до принятия таких норм.