Письмо Минфина РФ от 03.10.2012 N 03-03-06/2/112

Последнее изменение: 19.03.2020

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов на комплектацию аптечек и приобретение питьевой воды, установку кулеров, а также на приобретение кондиционеров и обогревателей.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 3 октября 2012 г. N 03-03-06/2/112

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу учета затрат на обеспечение нормальных условий труда сообщает следующее.
Согласно ст. 163 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Понятие условий труда установлено положениями ст. 209 ТК РФ. Так, под условиями труда следует понимать совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
На основании ст. 22 ТК РФ в состав обязанностей работодателя, в частности, входит:
— обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
— обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.
При этом п. 18 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н (далее — Приказ N 181н) установлено, что одним из мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков являются приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.
Также на основании п. 15 Приказа N 181н к мероприятиям по улучшению условий и охраны труда отнесены в том числе устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.
Статьей 223 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению работников санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием. В частности, создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.
С 1 января 2012 г. Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н введены Требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам.
Изделия медицинского назначения, входящие в состав аптечки, не подлежат замене. Комплектация аптечек производится в соответствии с Приложением к Приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях гл. 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 Кодекса в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, включаются затраты по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, затраты организации по комплектации аптечек для оказания первой помощи, расходы на приобретение чистой питьевой воды, установку кулеров могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на основании ст. 264 Кодекса при условии их соответствия критериям ст. 252 Кодекса.
Расходы на приобретение кондиционеров и обогревателей также могут уменьшать налогооблагаемую прибыль в случае, если указанные предметы служат для обеспечения нормальных условий труда, предусмотренных законодательством и специальными отраслевыми требованиями по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности. При этом, если приобретенные кондиционеры и обогреватели признаются амортизируемым имуществом в соответствии со ст. ст. 256 — 257 Кодекса, их стоимость включается в налоговую базу по налогу на прибыль через механизм амортизации.
За ответом на остальные вопросы, изложенные в письме, рекомендуем обращаться в Минздравсоцразвития России.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
03.10.2012

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Оцените публикацию
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Все комментарии (1)

Добавить комментарий