Письмо Минфина от 27.03.2024 N 03-07-11/27533

Последнее изменение: 15.08.2024

Вопрос: Об НДС при передаче заимодавцем другому лицу прав и обязанностей по договору займа в денежной форме.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 марта 2024 г. N 03-07-11/27533

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 12 февраля 2024 г., и по вопросам применения налога на добавленную стоимость при передаче прав и обязанностей по договору займа в денежной форме сообщает следующее.
В соответствии со статьей 392.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, установлен статьей 149 Кодекса.
Так, согласно подпункту 26 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме, а также по исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки.
В связи с этим операции по передаче заимодавцем другому лицу всех прав и обязанностей по договору займа в денежной форме налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Обязанность ведения раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) в случаях осуществления налогоплательщиком операций, подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) и не облагаемых этим налогом, предусмотрена пунктом 4 статьи 170 Кодекса.
Согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период с учетом особенностей, установленных данным пунктом статьи 170 Кодекса, которым особенности определения вышеуказанной пропорции при передаче заимодавцем другому лицу всех прав и обязанностей по договору займа в денежной форме не установлены.
Таким образом, при определении указанной пропорции учитываются операции по передаче заимодавцем другому лицу всех прав и обязанностей по договору займа в денежной форме, осуществленные за налоговый период.
На основании абзаца седьмого пункта 4 статьи 170 Кодекса в случае, если у налогоплательщика в налоговом периоде доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), он имеет право не вести раздельный учет и принимать к вычету в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых данным налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При этом порядок определения совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, нормами главы 21 Кодекса не установлен.
В то же время в составе совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, следует учитывать все расходы, непосредственно связанные с операциями, не подлежащими налогообложению (освобождаемыми от налогообложения), а также относящуюся к указанным операциям часть расходов, связанных как с не подлежащими налогообложению (освобождаемыми от налогообложения) операциями, так и с подлежащими налогообложению. При этом налогоплательщик вправе распределять расходы, связанные как с освобождаемыми операциями, так и подлежащими налогообложению, исходя из пропорции, для расчета которой могут быть использованы такие показатели, как сумма прямых расходов, численность персонала, фонд оплаты труда, стоимость основных фондов, и иные показатели, утвержденные учетной политикой для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА
27.03.2024

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий