ПФР представил на своем официальном сайте развернутые разъяснения по поводу перехода на электронные трудовые книжки. Представляем их краткий обзор.
1. Что такое электронная трудовая книжка
Это набор сведений о трудовой деятельности работника, формируемый в базе ПФР в электронном виде на основе данных, получаемых от работодателей. В него входят сведения:
- о месте и периоде работы;
- должности (специальности, профессии);
- квалификации (классе, разряде, категории, уровне квалификации);
- датах приема, увольнения, перевода на другую работу;
- основаниях прекращения трудового договора.
Иначе говоря, в электронной трудовой книжке сохранится почти весь перечень данных, которые учитываются в бумажной трудовой книжке, кроме сведений об образовании сотрудника и его поощрениях.
2. Как осуществляется переход на электронные трудовые книжки
Законодатели планируют постепенный переход:
- с 2020 года работодателям придется заботиться одновременно об электронных и бумажных книжках;
- с 2021 года сохранится 2 формата книжек для сотрудников, подавших об этом заявление работодателю, остальным ─ бумажные трудовые выдадут на руки, а все сведения о трудовой деятельности будут вестись в электронном формате;
- с 2021 года для сотрудников, впервые поступающих на работу, трудовые книжки оформляются исключительно в электронной форме.
3. Что потребуется от работодателей
Работодателям предстоит:
- Письменно проинформировать работников о предстоящих изменениях в законодательстве ─ о введении электронных трудовых книжек, технологии формирования электронных сведений о их трудовой деятельности, порядке получения и предоставления этих данных, а также о возможности сохранить бумажную трудовую книжку (кроме вновь принятых сотрудников).
- подготовиться к работе с новыми формами: СЗВ-ТД (с ее помощью работодатели будут ежемесячно передавать в ПФР сведения о трудовой деятельности работников) и СЗИ-ТД (ее нужно передавать работникам при увольнении и по их запросам).
- Принять или изменить локальные нормативные акты (соглашения, коллективные договоры), а также технически подготовиться к переходу на электронные книжки.
4. К чему готовиться работникам
Для всех работающих граждан переход на электронный формат трудовой книжки является добровольным. Из этого правила есть исключение: по тем сотрудникам, которые впервые устраиваются на работу начиная с 2021 года, все сведения о периодах работы ведутся только в электронном виде. Бумажная трудовая книжка не оформляется.
Если работник желает, чтобы записи в его бумажной трудовой книжке производились, как и прежде, работодатель должен выполнить эту просьбу. Для этого работнику необходимо написать заявление. При получении заявления работодатель не только обязан вести записи в бумажной трудовой книжке, но и одновременно формировать электронные данные о трудовой деятельности сотрудника.
Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:
Те работники, которые не подадут заявление работодателю, получат бумажные трудовые на руки, а все данные по их трудовой деятельности будут вестись в цифровом формате.
Каждый работник сможет получать в любое время сведения из своей электронной книжки. Для этого есть несколько способов:
- обратиться к работодателю, в клиентскую службу ПФР или МФЦ;
- запросить сведения через личный кабинет на сайте ПФР или Единый госпортал.
Кроме того, работодатель обязан предоставлять такие сведения работнику при увольнении.
При устройстве на работу к другому работодателю сведения из электронной трудовой книжки сотрудник представляет новому работодателю либо в распечатанном виде, либо в электронной форме с цифровой подписью. Эти сведения работодатель переносит в свою систему кадрового учета.
См. также:
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Доброе утро. Спасибо за труд.