Списание ТМЦ при пожаре, начисление амортизации в 1С

Вопрос задал Любовь Д. (Москва)

Ответственный за ответ: Корнилова Оксана (★9.80/10)

Организация на ОСНО (оптовая продажа фурнитуры для окон и дверей).
Отчетный период (отчетность за 2023г)
01.04.24 сдан баланс, форма №2
09.04.24 сдана уточненка
на ознакомление учредителям представлена в начале февраля 24. (учредители немцы).Дивиденды не платим.
отчетность не подлежит обязательному аудиту. Для немецких учредителей всегда утверждаем и получаем аудиторское заключение. Аудиторское заключение еще не получено в процессе проверки.
с29 на 30 мая 2024 произошел крупный пожар на арендуемом складе. (снимаем склад и офис по договору аренды на 11 месяцев, продлеваем уже много лет)Сгорело существенное количество активов: основные средства , товар, материалы (тара, инструменты, автошины для служебного транспорта,Спецодежда).

На данный момент проводятся следственный мероприятия (установление причины) справку о пожаре еще не получили, составили пока примерную справку об ущербе (точную сумму ущерба подсчитать сложно ) пока оцениваем относительно регистрам бухгалтерского учета. 41,10,01,МЦ (забалансовые)счета.

Вопрос : Схема учета и алгоритм в бухгалтерском учете.
Вопрос2: аудиторы еще не дали заключение. считают что это событие после отчетной даты.
-к какому виду события это относиться нужно ли корректировать отчетность на 31.12.2023 (исправлять баланс и отчет о финансовых результатах. И подавать еще одну уточненку?Если да то как это делается, нужно перепроводить периоды, какая последовательность? Что в этом случае с налоговым учетом? уже сдали декларации по ндс и прибыли за 4 кв.2023 и 1 кв.2024г.
-если это не является корректирующим событием как это раскрыть в пояснительной записке к отчетности и как списывать в текущем периоде (схема действий) основные средства в БУ и НУ которые сгорели разная остаточная стоимость. Нужно ли в пояснительной записке расписывать план действий по выведению организации из кризиса? Если нет то что нужно (повторюсь точных цифр пока нет ) если брать регистры то какие по БУ или НУ и если вдруг утвердят не всю сумму после экспертизы. Нужно ли расписывать не только сумму ущерба но и сумму на юридические услуги в связи с данной ситуацией (данную сумму заплатили по соглашению) но возможно будут еще траты на юристов и ликвидацию.
-3-й вариант аудитор говорит что если мы не скорректируем по первому плану или не распишем все очень конкретно по цифрам и бизнес-плану в пояснительной записке то она даст заключение с оговоркой. НА СКОЛЬКО ОНА ПРАВА?

ЕЩЕ ВОПРОС КОГДА БУДЕТЕ ОТВЕЧАТЬ НАМ НУЖНО ПОНЯТЬ ЧТО БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И В НАЛОГОВОМ, ЧТО С НДС НУЖНО ЛИ ЕГО ВОССТАНАВЛИВАТЬ ПО СГОРЕВШИМ ТОВАРАМ , МАТЕРИАЛАМ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ.
нужно ли будет еще данную информацию раскрывать в отчетности за 2024г.
СПАСИБО ЖДЕМ АЛГОРИТМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ.

Пару уточнений
-ранее на 31.12.2023 был создан резерв по тмц 14 счёт на 100 %товаров которые были без движения 2 года, резерв начислен по организации в целом версия проф. Обособленное подразделение и Москва. Резерв автоматически не восстановливается при продаже товара. Оценку проводим каждый год а именно если бы этого не случилось то в конце 24 года восстановили резерв по всем позициям и начислили новый. Как его раскрыть в пояснительной записке теперь и нужно ли его восстановить полностью сейчас? Ущерб заявлять нужно по оборотке 41 счета без учёта резерва или с учётом?какие ещё нужны документы для восстановление или не восстановления резерва сейчас в сложившейся ситуации может приказ какой то?
-далее не понятно что делать с мало оценкой которая числилась на забалансе. Заявлять ли её в ущерб, понадобятся ли документы на покупку. Какие доки нужны что бы списать с забалансового счета спецодежда и мало ценное оборудование которое числится за балансом алгоритм.
-есть МЦ которые числятся только на бумаге в начале 2016 года была ре организация в форме выделения и данные предметы получены от другой организации на забалансе их даже не ставили. Некоторые числятся на бумаге только в количественном выражении.,так как нет цены и суммы, нужно ли их заявлять в ущерб.(там тележки, стеллажи) нужно ли как то их отражать в пояснительной записке, какие документы на списания или их сейчас никак не учитывать. Скорее всего ущерб взыскивать будет не с кого.

Все комментарии (12)

  1. Добрый день!

    Консультации даются по работе в 1С Бухгалтерия. Привожу свое личное мнение по данному вопросу.

    Ответ подготовим и дадим только в части того, что можно сказать точно по 1С.
    По всему остальному — согласуете с аудиторами.
    Рекомендации аудиторов и их корректность мы не комментируем, т.к. отвечаем на вопросы по отражению операций в 1С.

    Имеет смысл обратиться еще в одну аудиторскую компанию за 2-м мнением при наличии сомнений в корректности рекомендаций или заказать консалтинг в этой аудиторской компании, чтобы расшифровку показателей подготовили они с учетом своих требований, если это вызывает затруднения у бухгалтерии.

  2. — При чрезвычайной ситуации (пожаре) организация обязана провести инвентаризацию имущества документом Инвентаризация ОС.
    По результатам инвентаризации, в документе отразить фактическое наличие имущества.
    На основании документа Инвентаризация ОС оформить документ Списание ОС на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (пп. «в» п. 40, п. п. 41, 44 ФСБУ 6/2020).

    Списание ОС оформляется решением комиссии и приказа, подписанного руководителем.

    В НУ потери от чрезвычайных ситуаций (пожара) признаются внереализационными расходами (пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).
    Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором оформлены соответствующие документы, например, справка от службы МЧС, протокол осмотра места пожара, акт инвентаризации и т.д. (Письма от 15.05.2023 N 03-03-06/1/43813, от 15.11.2017 N 03-03-06/1/75493).

    Восстанавливать НДС со стоимости утраченного в результате пожара имущества не нужно.
    Надо ли восстанавливать НДС с товара, если он сгорел на складе?

    Пример документа Списания ОС
    Списание ОС и учет материалов, извлеченных в результате ликвидации в 1С

    — по восстанавлению резерва под обесценения товаров при пожаре информации не нашла, нужно консультироваться с аудиторами

    — по малоценки, так же оформляете документ Инвентаризация товаров и Списание товаров, материалов
    Списание запасов и несущественных активов с баланса и с забаланса в 1С

    По заявлению имущества в ущерб + услуги юристов и т.п., уточните у аудиторов.

    То есть алгоритм для списания ОС, товаров, материалов в результате пожара – един: Инвентаризация—Списание на счет 94. Основание – приказ+другие документы от «органов».

  3. А с 94 как дальше? Какие счета проводки? У нас пбу 18 с отражением постоянных и временных разниц.
    Как примерно должен выглядеть приказ руководителя.?

    Вы не уточнили относительно корректирующее это событие или нет? Должны ли мы изменять отчётность или нужно просто раскрыть данные в пояснительной или можно вообще ничего не раскрывать.

  4. Счет 94 закрывается на счет 91.02 документом Операции, введенные вручную.
    Пример тут
    Недостача ТМЦ. Виновное лицо не обнаружено в 1С

    Уточню, все примеры в материалах без учета ПР/ВР.

    За основу можно взять ИНВ-22 Приказ о проведении инвентаризации, утв. Постановлением Госкомстата России N 88 от 18.08.1998.

    Консультации даются по работе в 1С Бухгалтерия.
    Относительно корректирующее это событие или нет — правильно проконсультироваться с аудиторами.
    Считаю, что так как чрезвычайная ситуация наступила после отчетной даты, то это — не корректирующее событие.

  5. разъясните как списывать основные средства ведь они амортизируются за май в бу и ну должна была быть начислена амортизация, если бы не было пожара как теперь должно быть, должна ли быть амортизация за май и как все таки оформить технически в программе?

    По поводу тмц на часть был начислен резерв на конец года я так и не поняла перед списанием его нужно восстановить а потом уже списывать на 94 счет?

    а есть примеры с учетом пбу 18 как делать? товар основные средства, материал?

  6. Последнение начисление амортизации будет в месяце списания ОС.
    Если через инвентаризацию спишите в мае, то как раз в документе Списание ОС, амортизация будет начислена.

    Если списание будет позже мая, тогда в НУ можете перевести ОС на консервауию, а потом списать.
    Перед списанием расконсервировать не надо.

    Консервация и расконсервация основных средств в 1С 8.3 пошагово

    В БУ — проконсультироваться с аудитором.

    По восстанавлению резерва под обесценения товаров при пожаре информации не нашла, нужно консультироваться с аудиторами.

    Материал только тот, что в ссылках. Дополнительно нет.

  7. Вы можете написать проводки и привести документ. если списание будет концом мая и если списание не концом мая.нам нужно понять как должно отражаться с учетом того что принять в налоговом учете мы не можем сразу. как будут выглядеть проводки с учетом амортизации.

  8. Приложение

    Посмотрите, пожалуйта.

    Вентилирование Списание ОС оформила в мае, в проводках документа начисление амортизации последний раз.

    По Кондиционированию — консервирование. С июня аморизация только в БУ.

  9. сразу 2 вопроса 1) почему вы использовали 94 счет для примера? 2) не поняла почему начисляется амортизация? Я предполагала что не в БУ нив НУ амортизация не должна начисляться вообще если имущество сгорело.
    и третий вопрос как должны выглядеть временные разницы я просила пример с учетом ПБУ 18

  10. Приложение

    В БУ ущерб от пожара (другой чрезвычайной ситуации) относится к прочим расходам организации (п. 13 ПБУ 9/99) и списывается на счет 94 всегда, далее на 91.02.
    В НУ расходы признаются в периоде, в котором получены документы, подтверждающие факт пожара (другой чрезвычайной ситуации) и размер ущерба (справка Государственной противопожарной службы МЧС России, акт инвентаризации и др.) (п. 1 ст. 252 НК РФ, Письма Минфина от 16.09.2022 № 03-03-06/1/89952, от 24.09.2007 № 03-03-06/1/691).

    Амортизация начисляется до моменты выбытия ОС (списания ОС).
    Если списываете маем, то с июня амортизации не будет.
    Если есть сомнения, уточните у аудитора.

    Если при начислении амортизации в БУ и НУ разницы не было, то и в списании не будет.
    Как у вас было?
    Каждый пример индивидуален, поэтому дать вам ответ с готовыми проводками как вам надо, нет возможности.

  11. разница была между начислением в БУ и НУ из-за пересмотра сроков СПИ. Но меня интересует не только как отразить временную разницу между начислением амортизации ведь с июня она не будет начисляться ни в БУ ни в НУ а так же основное средство которое списано в расходы только в БУ. Отразите! И еще покажите как выглядит не только проводки а лист заполнения. (сам документ списания) И еще вопрос если обнаружено что основное средство не прикреплено за складом, а должно в случае использования внутреннего перемещения параметры амортизации поменяются если их не прописывать просто указать изменение места?

  12. Приложение  Spisanie-OS-pri-pozhare.docx

    Отражение документов в программе, прикладываю.

    При смене местанахождения ОС, СПИ не изменяется, а значит и амортизация не меняется.

Комментарии закрыты.