Вопрос: О предъявлении заказчиком к участникам закупки требования о предоставлении персональных данных.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 октября 2015 г. N ОГ-Д28-12951
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении норм Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) и сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
С целью обеспечения равного доступа заинтересованных лиц к проведению закупок заказчиком в документации о закупке в соответствии с положением о закупке целесообразно устанавливать исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, а также к представляемым в составе заявки документам и информации.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ) к персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.
Поскольку приведенная норма не конкретизирует, какая именно информация о работнике относится к персональным данным, на основании приведенного определения следует, что персональными данными, помимо личных (фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, адреса, семейного положения), можно считать и сведения об образовании, профессии, занимаемой должности, стаже работы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона N 152-ФЗ предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц. Правила передачи персональных данных работника регламентированы статьей 88 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из положений указанных норм следует, что законодательством не установлен запрет на передачу персональных данных физических лиц (в частности, работников), установлены только ограничения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 и статье 7 Закона N 152-ФЗ по общему правилу работодателю запрещено раскрывать третьим лицам персональные данные работников без их согласия. При этом обязанность по доказыванию наличия согласия работника на передачу его персональных данных лежит на работодателе.
Таким образом, для определения соответствия участников закупки требованиям, необходимым для выполнения работ, оказания услуг, поставки товара, заказчик вправе требовать необходимые персональные данные участника закупки, если такие требования установлены в положении о закупке и документации о закупке, с учетом ограничений, установленных статьей 88 Трудового кодекса Российской Федерации.
Дополнительно отмечаем, что статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
02.10.2015
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете