Добрый день! Малое предприятие на ОСН предоставили покупателю коммерческий кредит в виде рассрочки оплаты оборудования на 36 месяцев
Первый платеж в течение месяца производится оплата, на оставшуюся сумму предоставляет покупателю коммерческий кредит. По договору есть возможность через полгода досрочное погашение. Подскажите как проводить данные операции в 1С БП?
Все комментарии (17)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Подскажите, после оплаты первого платежа мы передаем оборудование покупателю, как провести такой д-т и на какую сумму? Ведь оборудование в залоге у нас и это не переход права собственности и д-т «Реализация товара» не подходит?
Добрый день!
Правильно понимаю, получается это обычная рассрочка, без процентов, пока полностью оплаты не пройдут отгрузили, но перехода права собственности нет, оборудование все это время в залоге?
Добрый день, Первый платеж по Договору от 03.10.25 составляет 20% от полной стоимости оборудования (срок оплаты по первому платежу — до 24 октября 2025 г), а на оставшуюся сумму Поставщик предоставляет Покупателю коммерческий кредит в виде рассрочки оплаты на 36 месяцев с процентной ставкой 27%.
Также будет изменения общей ст-ти долга, т.к. в д-ре есть пункт: «В случае увеличения ставки НДС, предусмотренной в ст. 164 НК РФ, сумма ежемесячного платежа увеличивается на
соответствующую ставку НДС.»
Отражение в программе видится таким образом:
1. Поступление на расчетный счет — получена оплата 20% — Дт 51 Кт 62
2. Передача оборудования покупателю — документ Отгрузка без перехода права собственности
документ Операция Дт 009 — имущество в залоге
3. Начисление процентов по рассрочке — Операция Дт 62 Кт 91.01
4. Платежи по графику — Поступление на расчетный счет — Дт 51 Кт 62
5. Когда оборудование полностью оплачено на основании создать Реализация отгруженных товаров
документ Операция Кт 009 — имущество передано покупателю из залога
Как отразить отгрузку без перехода права собственности при предоплате в 1С
Подскажите, то есть в УПД никаких признаков, что отгрузка без права собственности не будет отражено, будет так же выглядеть как при обычной реализации товаров, когда право собственности переходит сразу?
И еще вопрос, как отразить в декларации по налогу на прибыль и НДС?
По НДС налоговая база определяется на дату отгрузки, не дожидаясь перехода права собственности.
При получении предоплаты налоговую базу определяйте дважды: на день предоплаты и на день отгрузки товара (п. п. 1, 14 ст. 167 НК РФ).
Т. е. в декларацию Раздел 3 стр.010 и Раздел 9 сведения из книги продаж сумма попадет по дате отгрузки без перехода права собственности. При проведении документ формирует запись в регистр «НДС Продажи».
Выставляете УПД в обычном порядке, никаких примечаний дополнительно не будет.
После перехода права собственности второй раз счет-фактуру выставлять уже не надо. В программе внизу документа отметка «не требуется».
По прибыли, напротив, датой получения доходов от реализации признается дата реализации товаров (работ, услуг) независимо от получения оплаты (п. 3 ст. 271 НК РФ).
В доходы Лист 02 стр.010 попадет документом «Реализация отгруженных товаров».
В статье прочитала, что в НУ Доходы и расходы от реализации товаров признаются на дату перехода права собственности от продавца к покупателю (п. 3 ст. 271 НК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Получается НДС начисляем сразу, а в декларации по налогу на прибыль только после передачи права собственности?
Да, все верно. НДС начисляется на дату отгрузки (или на дату получения аванса), даже если право собственности еще не перешло к покупателю. А доходы и расходы по налогу на прибыль определяются на дату перехода права собственности.
В программе именно такой алгоритм и заложен. Ссылочки на законодательство выше оставила.
Можно еще спросить , в УПД без права перехода собственности мы указываем стоимость товаров без процентов? А на сумму процентов какой документ выдать покупателю?
Если по графику сумма включает часть погашения основного долга и проценты, то выписываем два документа : отдельно на сумму основного долга и отдельно на сумму процентов? Как этот документ оформить , если мы уже создали документ без перехода права собственности?
Посмотрю нормативную базу, отпишусь вам.
Вот что удалось найти по данному вопросу.
При реализации товара в рассрочку выставляется один УПД по цене, согласованной с покупателем в договоре. Один товар — один отгрузочный документ. Выручка отражается на дату передачи права собственности на оборудование. Отдельно УПД на проценты не выставляется, т. к. на коммерческий кредит распространяются нормы о договоре займа, а проценты не включаются в налоговую базу по НДС (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ).
У продавца проценты за рассрочку учитываются как прочие внереализационные доходы и облагаются налогом на прибыль в общем порядке. Проценты признаются по мере их начисления.
На проценты можно выписывать отдельный документ покупателю, например, квитанцию об оплате, чек или справку, сформированные вне программы. В 1С специального документа нет, можно вывести бух. справку о начислении процентов, но это больше первичный документ для продавца.
По данному вопросу рекомендую еще с аудитором проконсультироваться, должны ли проценты включаться в стоимость, тогда, может, их выделять в УПД отдельной строкой. На основании этого сможем подобрать отражение в программе.
Спасибо, сейчас попробуем уточнить.
Напишите, пожалуйста, что ответят🌸
Вопрос пока не закрываем.
Добрый день! Верно ли понимаю, что мы просто начисляем согласно графику платежей ежемесячно проценты, и не рассчитываем ставку дисконтирования? Если бы мы предоставили без% отсрочку тогда нужно было производить расчет?
Я ранее видела ответ в 2020 году: Проценты по коммерческому кредиту учитываются также, как и проценты за пользование денежными средствами.
По поводу НДС есть 2 мнения:
В базу по НДС проценты не включаются (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ). В более поздних разъяснениях Минфина такая позиция излагается.
В базу по НДС проценты включаются (п. 1 ст. 162 НК РФ). Ранее придерживались такой позиции.
Сумма процентов рассчитывается вне программы 1С самостоятельно.
В 1С % отражаются с помощью Реализация (акт, накладная).
Проводка по начислению процентов Д 62 К 90.01.1 (91.01). Если принимается решение по начислению НДС, то Д 90.03 (91.02) К 68.02.
Поэтому мы включили % в налоговую базу по НДС.
Получается мы приняли не верное решение?
И если не включать в базу по НДС, нужно ли вести раздельный учет ?
Хочу обратить внимание, мы не аудиторы, поэтому не можем давать консультаций по законодательству.
Наша задача — показать, как те или иные операции отражать в программных продуктах 1С. Вы можете принять во внимание мое мнение.
По поводу дисконтирования, если в договоре выделена отдельно стоимость товара и процентная ставка, то проценты признаете в доходах равномерно согласно графика платежей.
По поводу процентов.
По отражению в программе осталось так же. По поводу нормативной части вопроса такая информация:
проценты по коммерческому кредиту, по существу, являются платой за пользование денежными средствами, а не платой за товары (работы, услуги). К ним применяются нормы о договоре займа (п. 2 ст. 823 ГК РФ). Проценты по денежным займам НДС не облагаются (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, Письма Минфина от 09.01.2025 N 03-07-11/143, от 19.05.2023 N 03-07-08/45675).
Вы можете выбирать вариант основываясь на профессиональном суждении.
Раздельный учет можно не вести, если выполняется правило 5%, подробнее:
Правило 5 процентов для ведения раздельного учета входящего НДС в 1С