Постановление ФАС СЗО от 30.04.2014 N Ф07-2761/2014 по делу N А56-63059/2013

Последнее изменение: 01.07.2023

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2014 г. по делу N А56-63059/2013

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И., при участии от общественной организации «Инвалиды Чернобыля» Центрального района Санкт-Петербурга Мальцева А.В. (доверенность от 03.02.2014 N 1-Д) и Минутина В.Е. (председатель организации), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу Фомина А.А. (доверенность от 08.04.2014 N 03/05257), рассмотрев 28.04.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общественной организации «Инвалиды Чернобыля» Центрального района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2013 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Сомова Е.А.) по делу N А56-63059/2013,

установил:

Общественная организация «Инвалиды Чернобыля» Центрального района Санкт-Петербурга, место нахождения: 191180, Санкт-Петербург, переулок Джамбула, дом 17, помещение 29, ОГРН 1027800000030 (далее — Организация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требований) о признании незаконными действий должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский проспект, дом 47, литера А, ОГРН 1047843000523 (далее — Инспекция), по истребованию деклараций по тем налогам, по которым Организация не признается налогоплательщиком, а также о признании незаконными действий Инспекции по приостановлению операций по счетам налогоплательщика (решения налогового органа от 17.10.2013 N 12880-12883) и по взысканию штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках (решения налогового органа от 17.10.2013 N 7961 и 7962).
Решением суда первой инстанции от 19.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.02.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Организация, ссылаясь на неправильное применение судами статей 19, 23, 80, 119, 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 19.11.2013 и постановление от 12.02.2014 и принять по делу новый судебный акт — об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, после регистрации в качестве юридического лица организация приобретает только права налогоплательщика. При отсутствии у организации деятельности, в результате которой возникает налогооблагаемая база, она утрачивает обязанность уплачивать налоги, поэтому ее нельзя признать плательщиком налога на прибыль организаций (далее — налог на прибыль) и налога на добавленную стоимость (далее — НДС) и требовать представления налоговых деклараций.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу — без удовлетворения.
В судебном заседании представители Организации поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель налогового органа возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральных налоговых проверок представленных Организацией 24.05.2013 единых (упрощенных) налоговых деклараций за 2012 год и I квартал 2013 года Инспекция составила акты от 24.06.2013 N 1307, 1308 и приняла решения от 29.07.2013 N 1172, 1177 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ. Как указал налоговый орган, Организация с момента государственной регистрации приобрела обязанности налогоплательщика и на основании пункта 1 статьи 23 НК РФ обязана представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты). В данном случае декларации представлены с нарушением установленного абзацем 4 пункта 2 статьи 80 НК РФ срока.
В сентябре 2012 года Инспекция на основании вступивших в законную силу решений выставила в адрес Организации требования от 18.09.2013 N 2305 и 2306 об уплате штрафа в срок до 08.10.2013. Неисполнение налогоплательщиком этих требований в установленный срок явилось основанием для вынесения налоговым органом в порядке статьи 46 НК РФ решений от 17.10.2013 N 7961 и 7962 о взыскании 2000 руб. штрафа за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. В тот же день, 17.10.2013, в обеспечение исполнения решений N 7961 и 7962 Инспекция приняла на основании статьи 76 НК РФ решения N 12880-12883 о приостановлении в банках всех расходных операций по расчетным счетам Организации.
Посчитав действия Инспекции по взысканию штрафа и приостановлению операций по счетам в банках незаконными, Организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ на плательщика налога возлагается обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
За неисполнение налогоплательщиком обязанности по представлению в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета статьей 119 НК РФ предусмотрена юридическая ответственность.
В соответствии со статьями 246 и 247 НК РФ российские организации являются налогоплательщиками налога на прибыль, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами в соответствии с нормами главы 25 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 289 НК РФ на налогоплательщиков независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога возложена обязанность по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено этим же пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей.
Обязанность организации уплачивать НДС закреплена в пункте 1 статьи 143 НК РФ, а обязанность представлять налоговые декларации по данному виду налога его плательщиками — в пункте 5 статьи 174 НК РФ.
В пункте 2 статьи 11 НК РФ разъяснено, что организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, что в Едином государственном реестре юридических лиц Организация зарегистрирована 02.12.1996 как общественная организация инвалидов, с 01.07.2003 она поставлена на налоговый учет в Инспекции.
Согласно статье 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Статьей 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
В силу статьи 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.
Иными словами, предпринимательская деятельность общественного объединения, в том числе созданного в форме общественной организации, должна быть дополнительной, выражающейся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовать свои уставные цели.
Суды обеих инстанций обоснованно отклонили довод Организации о том, что у нее отсутствует обязанность по представлению налоговых деклараций, поскольку никакой предпринимательской или иной коммерческой деятельности ею не ведется, заявитель занимается только общественной работой.
Согласно части 2 пункта 2 статьи 80 НК РФ лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.
Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
Таким образом, суды правомерно признали не соответствующим законодательству о налогах и сборах довод заявителя об отсутствии у него обязанности по представлению единой (упрощенной) декларации. Выводы судов не противоречат позиции Министерства финансов Российской Федерации, приведенной в письме от 10.04.2012 N 03-02-07/1-88.
Ссылка Организации на то, что в соответствии со статьей 145 НК РФ она может быть освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС, не принимается кассационной инстанцией. Право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога, носит заявительный характер и начинает действовать с месяца, в котором подаются соответствующие уведомление и документы, то есть на будущее время. Данных о том, что Организация обращалась в налоговый орган с соответствующим уведомлением, в материалах дела нет.
Утверждение подателя жалобы о том, что в данном случае судами необоснованно подтверждена правомерность двойного взыскания штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, кассационная инстанция считает неосновательным.
Решениями от 29.07.2013 N 1172 и 1177 Инспекция привлекла Организацию к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок двух единых (упрощенных) налоговых деклараций — за 2012 год и I квартал 2013 года. За каждое нарушение налогоплательщик привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 1000 руб., что составило в совокупности 2000 руб.
В силу пункта 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный статьей 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.
Судами отклонен довод Организации о том, что действия Инспекции по взысканию штрафа и приостановлению операций на счетах налогоплательщика в банках не соответствуют статьям 46 и 76 НК РФ. Нарушений порядка вынесения налоговым органом решений от 17.10.2013 N 12880-12883, 7961 и 7962 судами не установлено.
Доводы жалобы фактически направлены на повторную оценку обстоятельств, ранее установленных судами первой и апелляционной инстанций, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 по делу N А56-63059/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общественной организации «Инвалиды Чернобыля» Центрального района Санкт-Петербурга — без удовлетворения.

Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:

Председательствующий
С.В.СОКОЛОВА

Судьи
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
Л.И.КОРАБУХИНА

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Оцените публикацию
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий