Ребенок и школа: как пробудить желание к учебе

Отгремели первосентябрьские торжества, радостные встречи одноклассников. Через пару недель родители замечают, что чадо не хочет учиться. Ходит в школу не за академическими знаниями, а ради общения со сверстниками. Родительские мотивировки и ухищрения педагогов не могут пробудить интереса к учебным занятиям. Что же происходит с современными детьми?

Почему у детей нет желания учиться?

Психологи выделяют главную причину нежелания ребенка ходить в школу – нет мотивации. Родители уговаривают – учись, получай высшее образование, чтобы найти достойную работу. Современные детишки не связывают материальный достаток с наличием знаний и престижным образованием.

Жизнь, увы, повторяет анекдотическую ситуацию.

Встречаются два бывших одноклассника через 10 лет после окончания школы. Отличница Маша в потертых туфельках заполошно штурмует переполненный автобус – работает рядовым бухгалтеров в небольшой компании, где опоздания на работу не приветствуются. Двоечник Вася успешен и респектабелен. Не попавшую в общественный транспорт одноклассницу подвозит на работу на шикарной машине. «Как же так, Вася, ведь ты не мог из тройки единицу вычесть?» – недоумевает женщина. «Сейчас могу. Смотри: покупаю товар за штуку баксов. Продаю за три штуки. Вот на эти два процента и живу», — самодовольно отвечает Вася.

У детей нет мотивации для учебы, а родители и педагоги хотят, чтобы ребенок беспрекословно впитывал нужные и ненужные знания, был дисциплинирован и получал хорошие оценки. В этой ситуации взрослым предстоит выяснить, какие причины есть у ребенка, чтобы не любить школу.

  1. Проблемы в отношениях с преподавателем. Не секрет, что у учителей есть свои любимчики, которых они «тянут» по своему предмету. Родителям придется разбираться, действительно ли, учитель придирается к ребенку. Для этого необходимо помочь ребенку досконально разобраться с учебным предметом, и лишь потом обсудить ситуацию с преподавателем.
  2. Конфликты с одноклассниками. Ваше дитя считают «ботаником», у него нет в классе друзей, его обижают сверстники. Станьте психологом, поддерживайте свою кровиночку, вселите в него уверенность, что он может стать душой компании.
  3. Скучно! Надоело! Лень! Эта триада школьного процесса известна большинству родителей. И они в свое время вряд ли избежали такой реакции на ежедневное нахождение в одних и тех же стенах 11 лет. Поговорите с ребенком, придется прибегнуть к внушению, что альтернативы у него нет. Учиться необходимо, потому что так надо!

Причины серьезные и уважительные. Именно ими должны, в первую очередь, заниматься родители, а не заставлять чадо выполнять домашнее задание из-под палки, тем паче не делать за него уроки. Этим вы не пробудите интереса к школе.

Как же найти тонкую грань между «кнутом и пряником»?

Ошибка многих родителей в том, что они выбирают для развития ребенка либо кнут пастуха, либо сладкий пряник. Ни один из этих инструментов не годится. Школьная практика изобилует примерами, когда взрослые использует все инновации, чуть ли не поют и пляшут, превращаются в аниматора, чтобы пробудить любовь к школьным занятиям. Тщетно.

Так же безуспешны попытки «держать чадо в узде», строго наказывать его за плохие отметки, лишать привычных детских радостей. Вы добьетесь того, что дитя станет воспринимать учебу как тяжкую повинность.

Ирина Сергеевна, мягкая мать семейства, крепкий профессионал-бухгалтер, за первый учебный год своего сына едва не лишилась хорошо оплачиваемой работы. Она вместе с ним корпела над домашними уроками, записала в спортивную секцию, хореографический кружок, водила к репетитору по английскому языку, учила его рисовать.

Первоклашка успехами не радовал, но очень переживал, что огорчает свою добрую маму. Дополнительные занятия прогуливал, зная, что мама не сможет его наказать. Одноклассники звали его «маменькиным» сынком и не принимали в компанию. У ребенка и его мамы начался невроз. Ирине Сергеевне аудиторы дважды «заворачивали» квартальные отчеты.

Во второй класс мальчик пошел с неохотой. Мама нашла гувернантку, работающую в стиле Фрекен Бок, которая сумела подружиться с малышом, но держала его в «ежовых рукавицах».

Приоритеты внешкольных занятий были изменены. Мальчик выбрал художественную школу, но без давления «домоправительницы», все остальные дополнительные занятия он больше не посещал. Уговоры в стиле «Выбрал – так ходи!» больше не действовали в этой семье.

Оставалось много свободного времени. Уже не строгая няня, а улыбчивая мама, вернувшись с работы, общалась с сыном, развивая те навыки, которые сделают его успешным во взрослой жизни.

Что ведет к успеху?

Исследования двух последних десятилетий определили, какие навыки необходимо развивать у ребенка, которые помогут ему в будущем. Это не академические знания, чтение и письмо, которыми пичкают детей в школе и дома. Это – эмоциональные и социальные навыки, которые обеспечивают во взрослой жизни высокие шансы на успех.

Пять базовых навыков:

  1. Управление эмоциями и своим поведением. Никаких «хочу» и «сейчас». Ключевое слово в воспитании – надо (самому маленькому человеку, семье, обществу). Развитие самоконтроля и ответственности за слова и поступки.
  2. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми: умение слушать и разговаривать, сопереживать собеседнику.
  3. Способность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за конечный результат.
  4. Умение вести диалог, отстаивать свою позицию, разрешать конфликтные ситуации.
  5. Развивать навыки эмпатии – ребенок должен ставить себя на место другого человека (родителей, педагогов, одноклассников), понимать, что они чувствуют, думают.

Советы родителям: не ставьте во главу угла получение академических навыков, школьные оценки. Научите ребенка правильному общению, управлению своим поведением, эмоциями и чувствами. Обучить этому можно в любом возрасте, перенося базовые навыки в повседневную жизнь.

Добавить комментарий