Как оформить продажу объекта капитального строительства и нужно ли начислять налог на имущество, если этапы работ списывались сразу на расход в 1С

Вопрос задал Елена К.

Ответственный за ответ: Дарья Терехова (★9.97/10)

Здравствуйте! Продаем объект недвижимости, посмотрели какими документами это заводится в статье на ИТС и в вашей статье Продажа основного средства в 1С 8.3 — пошаговая инструкция

У нас вопрос — если здание это не объект ОС, тогда почему оно должно проходить как ОС?
Мы строим здание по договору подряда, при завершении строительства оно стало объектом капитального строительства и подлежало регистрации. Затраты по нему велись на сч.20. Как Объект ОС оно не эксплуатировалось. Во всех инструкциях надо использовать документы по ОС (Передача ОС, Реализация отгруженных товаров, где-то ещё Подготовка к передаче ОС). А в нашем случае тоже надо использовать эти документы? И надо ли переносить затраты на сч.08 тогда?

Метки вопроса: —

Все комментарии (15)

  1. Добрый день!

    Почему здание не ОС? Если затраты собраны и объект введен в эксплуатацию — это ОС. Пока здание строится, да, это объект капитального строительства, как правило, все затраты сразу на 08 собираются.
    Уточните, сейчас это здание на каком счете, по какой стоимости учитывается? Или уже все затраты в расходы списаны?

    Может пригодиться обсуждение:
    Реализация объекта незавершенного строительства, переведенного в ДАП в 1С

  2. Объект не эксплуатируется, он построен для перепродажи (заключен договор), поэтому это не ОС?

  3. Да, верно, в данном случае это не ОС, вводить в эксплуатацию как собственное ОС не нужно.
    Правильно понимаю, в количественном и суммовом выражении сейчас этот объект строительства никак не числится, все затраты по мере выполнения работ списаны в расходы?

    1. Все затраты были списаны в расходы. Но от администрации Красноярского края получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, затем проведена процедура присвоения кадастрового номера, установлено право собственности на объект в выписке из ЕГРН определена кадастровая стоимость объекта. Как в данном случае продать в 1С данный объект?

  4. Спасибо за уточнение.
    Получается, в данном случае все-таки в эксплуатацию нужно вводить, здание будет числиться у вас до момента продажи.

    Пока из вариантов, как можно отразить, оприходовать ОС по инвентаризации сразу на 01 счет. При продаже использовать документ «Передача ОС».
    Инвентаризация ОС в 1С
    Продажа основного средства в 1С 8.3 — пошаговая инструкция

    В данном случае возникает два раза доход — при оприходовании и при продаже, его нужно будет скорректировать вручную.
    Как это правильно отразить, рекомендую обязательно еще проконсультироваться с аудитором, т. к. стоимость сделки с недвижимостью не маленькая и ошибки в случае чего будут существенными. Какие дадут рекомендации и проводки, поделитесь, пожалуйста, а мы на основании этого сможем подобрать более детальный алгоритм, как провести операции в программе.

    1. Спасибо за информацию, если вводим в эксплуатацию, то устанавливаем СПИ и начисляем амортизацию, продаем заказчику бывшее в эксплуатации здание по форме ОС-1а? Но фактически здание не эксплуатировалось.

      1. Сейчас пришло ДС к договору, продаем по УПД — как технически это реализовать?

    2. Возможно для ответа на поставленный вопрос нужно больше деталей, описываем ситуацию: Мы построили здание для перепродажи, здание расположено на земельных участках, которые принадлежат нам на праве собственности. В марте 2025 получено разрешение на ввод в эксплуатацию и зарегистрированы права собственности на здание, определена кадастровая стоимость объекта, данные сведения отражены в выписке ЕГРН, на основании этого мы обязаны исчислять налог на имущество по кадастровой стоимости. В 1С Бухгалтерия налог на имущество начисляется после того как мы поставим галочку в справочнике Основного средства в поле «недвижимое имущество» и введем объект в эксплуатацию. По факту эксплуатации объекта не было. В июне продаем данный объект, по которому будет переход права собственности.

      Ищем ответы на следующие вопросы: Как продать данное здание в 1С, чтобы по нему можно было отразить передачу объекта заказчику без перехода права собственности, переход права собственности после прохождения процедуры регистрации и начисление налога на имущество с марта по июнь? Ваша статья Продажа основного средства в 1С 8.3 — пошаговая инструкция помогла, но уточняю детали.

      А первоначально я спрашивала, так как нет понимания — почему во всех статьях предлагают с помощью документов по ОС все операции проводить, если, по сути, это не объект основных средств.

      Нам главное, чтобы в налог имущество попала стоимость здания и не начислялась амортизация (так как это не ОС по сути). Т.е. нужно без ввода в эксплуатацию в марте принять к учету, а в июне передать заказчику. И как оформить при этом УПД?

  5. Обратите внимание, что мы не аудиторы. В части законодательных моментов я могу высказать только свое мнение, поэтому в спорных сложных ситуациях просим обратиться к контролирующим органам, а на основании их разъяснений мы подберем алгоритм отражения в программе 1С.

    Да, спасибо за все ваши уточнения, они дают больше ясности.
    По поводу того, что получено разрешение не всегда однозначно обязывает вводить здание в эксплуатацию, а зачастую свидетельствует о том, что здание к эксплуатации готово и соответствует проектной документации. Разрешение нужно передать покупателю, он будет ставить на учет как ОС.
    ФСБУ 26 не применяется к объектам, построенным для продажи (пп. б п.2 ФСБУ 26/2020). Т.е. это не капитальные вложения для организации и не ОС (п. 4 ФСБУ 6/2020).

    В данном случае объект недвижимости следует рассматривать как продукцию, учитываться на 43 счете и с него продаваться.

    Теперь, чтобы определиться, как оформить реализацию, уточните еще, пожалуйста, если здание как продукция, то затраты должны собираться на счете 20 до окончания производства и списываться в расходы при реализации.
    У вас предмет договора — работы или продукция? Т.е. как оценивается объект.

    1. По предмету договора. Тут тоже всё не просто, договор заключён на выполнение работ по строительству комплекса объектов, в том числе на работы по строительству здания, на днях должно быть подписано доп.соглашение, по которому работы по строительству здания будут исключены из договора, одновременно с этим доп.соглашением будет подписан договор на продажу этого здания.

  6. Хорошо, а в целом для понимания, что из себя здание представляет, многоквартирный дом или что-то другое?

    1. Это одноэтажное нежилое модульное здание. Имеет фундамент и привязку к земле.

  7. По поводу налога на имущество и о том, что определена кадастровая стоимость объекта и данные внесены в ЕГРН:
    Построенный объект не облагается налогом на имущество у вас:
    — по среднегодовой стоимости, т. к. он не является ОС, а является продукцией (товаром);
    — по кадастровой стоимости, если он не относится к объектам, поименованным в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

    По поводу, как в данном случае отражать реализацию:
    Мы не аудиторы, поэтому не можем давать консультаций по законодательству, но вы можете принять к сведению наше мнение.
    Заключение доп. соглашения на изменение предмета договора с выполнения работ на куплю-продажу здания может привести к увеличению налогового бремени для подрядчика, так как доходы и расходы, признанные в целях налога на прибыль в 2024 году, необходимо будет снять и перенести в 2025 год. Прибыль по данному договору, которая облагалась по ставке 20% в прошлом году, будет облагаться в 2025 по ставке 25%.
    Уточненную декларацию придется подать, даже если искажение не привело к недоимке (Письмо от 15.05.2025 № 03-03-06/1/47786).

    Если договором подряда была предусмотрена поэтапная сдача работ, то доп. соглашение невыгодно также и принимающей стороне. Они должны будут снять расходы, уплатить недоимку и пени.

    Если единственной причиной доп. соглашения является необходимость передачи права собственности на объект, то целесообразно посоветоваться с юристом о возможности такой передачи более безболезненным способом.

    Если другой возможности, кроме переквалификации договора подряда в договор купли-продажи, вы не видите, то нужна более подробная информация для действий в 1С. В частности:
    — Признавались ли доходы и расходы в БУ? Пришлите скрины движений по документам «Реализация» (акт, накладная, УПД), либо другой документ 1С, которым признавались доходы и расходы.
    — Какие настройки УП стоят в «Главное» — «Учетная политика» — «Учет затрат»? Пришлите скрин, пожалуйста, в этой части.

    1. Спасибо за информацию.

      Расходы по зданию в 2025 году, так что сдавать уточнения не нужно. Реализации не было, скрин с проводками не можем прислать. Штат юристов, адвокатов и руководство компаний приняло решение по заключению ДС и изменению договора, других вариантов нет. Получается, что раз это не объект по налогу на имущество, то и вопросы как продать в 1С снимаются, так как будет продажа как обычной готовой продукции, если всё правильно понимаем, верно?

  8. Верно, налог на имущество по построенному объекту не начисляете, если он не относится к объектам поименованным в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Комментарии закрыты.