ПБУ 18/02

Вопрос задал Сун С.

Ответственный за ответ: Лариса Казакова (★9.87/10)

Добрый день!
У нас есть начисления сотрудникам (доплаты по больничным листам на основании ПВТР, материальная помощь, премии не по результатам трудовой деятельности), которые никогда не будут уменьшать налогооблагаемую прибыль. Ранее такие расходы мы учитывали на счете 91. При очередной аудиторской проверке, наши аудиторы указали нам, что данные расходы мы должны отразить на счетах 20 либо 26, аргументируя тем, что данные расходы должны формировать себестоимость наших услуг. Подскажите пожалуйста, насколько правы наши аудиторы? если правы, то как нам правильно отразить постоянные разницы? если не правы, то как нам аргументированно ответить нашим аудиторам?

Обсуждение (3)

  1. Добрый день!

    По регламенту нашего ресурса мы не отвечаем на вопросы по законодательству. Наша задача – показать, как применять возможности программы 1С для ведения учета. Вы можете учесть мое мнение по данному вопросу и сравнить с нормативными документами, на которые ссылаются аудиторы в рекомендациях.

    Если отвечать на вопрос формально, то в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности, а именно ими аудиторы предлагают считать социальные выплаты работникам, являются:
    «…расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.»

    На мой взгляд, отражение дополнительных выплат сотрудникам зависит от того, приняла ли организация на себя обязательство нести перечисленные вами затраты: доплаты по больничным листам на основании ПВТР, материальная помощь, премии не по результатам трудовой деятельности. Если все эти выплаты предусмотрены локальными нормативными актами (ЛНА) или коллективным договором, то их можно считать расходами на оплату труда сотрудников. Они, хоть и не связаны напрямую с изготовлением продукции, выполнением работ (услуг), но призваны повысить лояльность сотрудников, привлечь лучших специалистов, а значит косвенно влияют на результаты труда.

    В целях налога на прибыль выплаты в силу закона, в рамках трудовых, коллективных договоров и ЛНА можно признать в целях налога на прибыль (Письма Минфина России от 24.09.2020 N 03-03-10/83808, от 21.08.2020 N 03-03-06/1/73500, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.07.2020 N Ф10-1469/2020 по делу N А09-6867/2019).
    Если такие выплаты не предусмотрены системой оплаты труда, то в целях налога на прибыль они не учитываются и в БУ учитываются в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

    Правильно понимаю, что ПВТР — это Правила внутреннего трудового распорядка?

    1. Да, ПВТР это правила внутреннего распорядка.

  2. Приложение

    Если не поменяете позицию, что расходы не принимаются в НУ, то с ПР в 1С проблем нет.

    Что касается постоянных разниц, то они будут сформированы программой автоматически при начислении выплат, если Начисление будет настроено в поле Способ отражения
    — на счетах затрат (20, 26, 44) — указана статья затрат с Видом расхода Не учитываемые в целях налогообложения (рис.)
    — на счете 91.02 — использована Статья прочих доходов и расходов без флага НУ.

    Дополнительно по теме
    Чем отличается ПБУ 18 балансовым методом с ПР и ВР от балансового в 1С
    .

Комментарии закрыты