Зачем нужен бухгалтерский учет

Вопрос задал Валентина О.

Ответственный за ответ: Демашева Мария (★9.85/10)

Добрый день! У меня назрел глупый вопрос: «Чем отличается бухгалтерский учет от налогового учета?». С налоговым более не менее понятно, а вот с бухгалтерским как-то не очень.

Все комментарии (7)

  1. Здравствуйте!

    Хороший вопрос. Но на эту тему можно диссертацию, а может и докторскую написать и не одну :). Если очень просто и кратко, то так.

    Бухгалтерский учет — это фиксация всех хозяйственных операций, которые есть у организации. Сплошняком без каких-либо исключений на основании нормативной базы, которая регулирует бух учет. Таким образом получаем бухгалтерскую отчетность, которая показывает финансовое состояние организации (прибыль или убыток в БУ), а также какие у нее в наличии активы, какие обязательства на отчетную дату (что есть в наличии, кому должны и сколько и т.д). Организация создается для того, чтобы прибыль получить и ее уже распределить в виде дивидендов. На основании этой отчетности собственники распределяют и получают дивиденды. В БУ мы учитываем все доходы и все расходы. Наша задача получить максимально точную картину, какой финансовый результат получили в ходе своей деятельности. Это учет для собственников в первую очередь.

    Налоговый учет — цель другая. Рассчитать налоги и уплатить их в бюджет. Руководствуемся Налоговым кодексом РФ. Для расчета налогов, как правило доходы учитываются максимально, а по расходам большое количество исключений и ограничений.  Потому что, чем больше налогов собрали, тем лучше для страны. Это учет для контролирующих органов — ФНС.

    Т.е. это два разных учета, у них разные цели, разная нормативная база. Они никогда не сблизятся и никогда не сойдутся.

    Подробнее

    Кто обязан вести бухгалтерский учет

    .

  2. Единственное, БУ все равно получается не совсем достоверным, поскольку несмотря на то, что ведем мы его для себя, не все документы могут быть проведены (например, чеки, не соответствующие нормам). Поэтому у меня и возник такой вопрос. С одной стороны, вроде бы более точный учет по сравнению с налоговым, а с другой стороны, все равно неполноценный.

    1. Давайте конкретный пример с чеком. Каким нормам он не соответствует. А я на его пример уже поясню.
      Потому что есть еще один учет — управленческий :).

  3. Чек без QR-кода либо без наименования товара, без номера чека.
    Тогда возникает вопрос: «Если есть управленческий учет, который включает в себя все затраты, зачем нужен БУ?». Это ведь отнимает много времени!)

    1. Если потратили деньги по факту, но чек неправильный. То это хоз операция. Она в БУ будет в любом случае. Регистрация всех операций обязательная в БУ. Даже, если первичка «бракованная».
      В НУ мы уже смотрим НК РФ и другие сопутствующие документы. Если есть риск по такому расходу, то мы его не учитываем. В результате прибыль в НУ больше, чем в БУ.
      Это нормально и это сплошь и рядом.
      Что касается бух учета и налогового учета. Не зря мы говорим, что ведем в 1С:Бухгалтерия регламентированный учет и составляем регламентированную отчетность.
      БУ и НУ жестко регламентированы нормативными актами. Мы обязаны эти правила соблюдать и оформлять операции в соответствии с этим.
      Так легче проверять, так легче стандартизировать, «читать» любую отчетность в любой организации и т.д. Т.е. есть понятные правила игры для всех.
      НУ — налоги и для ФНС.
      БУ — прибыль или убыток, чем владеем для собственников, но по жестким правилам. И БУ — это всегда «вчерашний» день. Потому что и отчетность раз в год. И есть определенные стандарты, что учитывать так или иначе. Они не всегда успевают за прогрессом. Документы мы отражаем по факту, когда они у нас есть и т.д. Т.е. на основании бух отчетности и бух данных бизнес не может принимать никаких управленческих решений и не может делать прогнозы для того, чтобы свой бизнес развивать. Поэтому идем дальше к следующему учету.
      Управленческий учет — это третий учет, который не имеет никакого отношения к НУ. Может слегка опираться на БУ и иметь что-то общее с ним для того, чтобы этот учет легче организовать и автоматизировать. Именно на основании управленческого учета бизнес принимает все решения. Здесь нет ни НК РФ, ни ПБУ, а только правила компании. Например, мы знаем, что был расход, но документ потерялся и не дошел до нас пока — для управленческого учета это расход. Знаем, что станок по рыночной цене стоит 100тыс., а не 500тыс., как у нас на балансе — так его и отражаем в УУ. При этом есть управленческий баланс, отчет о фин результатах и отчет по ДДС. Но какие статьи затрат использовать, в какой оценке активы отражать, переоценивать их или нет, что включать в стоимость, амортизировать или нет — это все решает организация сама. Нет двух одинаковых управленческих учетов. Они всегда индивидуальны. Но как и везде, есть общие правила, которые лежат в основе. Если мы говорим про УУ, то его элементы есть на вкалдке Руководителю в 1С.
      Эти три учета равноправно существуют.
      Если какие-то пожелания глобального масштаба или вопросы, то с ними надо обращаться в Минфин и ФНС.
      Это кратко, что могу сказать по теме.

  4. Не пойму вот что: с одной стороны Вы пишите: «Если потратили деньги по факту, но чек неправильный. То это хоз операция. Она в БУ будет в любом случае. Регистрация всех операций обязательная в БУ. Даже, если первичка «бракованная».», а с другой, «БУ и НУ жестко регламентированы нормативными актами. Мы обязаны эти правила соблюдать и оформлять операции в соответствии с этим.». Но если мы принимаем к БУ «бракованный» чек, то в чем тогда состоит регламентация в БУ?

    1. В том, что все операции отражаются без исключения по правилам БУ. Пробелов быть не должно. Если сотрудник взял из кассы деньги и потратил их. Он должен отчитаться. Этот факт тоже отражается в учете на основании тех первичных документов, что принес сотрудник. Он что-то купил — этот актив должен быть отражен в учете организации. Не зависимо от того, есть QR-код на чеке или нет.

      Более подробную информацию, что и как отражать по каждому участку учета можно найти в соответствующем стандарте, который его описывает:
      Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Приказ Минфина № 34н,
      ПБУ 1/2008 Учетная политика организации,
      ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда,
      ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте,
      ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации,
      ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов,
      ПБУ 6/01 Учет основных средств,
      ПБУ 7/98 События после отчетной даты,
      ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы,
      ПБУ 9/99 Доходы организации,
      ПБУ 10/99 Расходы организации,
      ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах,
      ПБУ 12/2010 Информация по сегментам,
      ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи,
      ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов,
      ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам,
      ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности,
      ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы,
      ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций,
      ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений,
      ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности,
      ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений,
      ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности,
      ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств,
      ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов,
      Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, Письмо Минфина №160
      и других стандартах РСБУ и МСФО.
      А также в нормативно-правовых актах:
      Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,
      Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

      На этом обсуждение данной темы закроем — зачем нужен бух учет мы определились. Если будут вопросы по 1С:Бухгалтерия 3.0, то задавайте, пожалуйста. Будем разбираться!

Комментарии закрыты.