Вопрос: Об исчислении сумм акциза и транспортного налога в отношении параллельных гибридных автомобилей.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 февраля 2024 г. N 03-13-06/14993
Минфин России рассмотрел обращение ООО от 02.02.2024 и по вопросам внесения изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в части исчисления сумм акциза и транспортного налога в отношении параллельных гибридных автомобилей сообщает следующее.
Ставки акцизов на автомобили легковые установлены статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации в твердой сумме в рублях за 0,75 кВт (1 л. с.). Размеры указанных ставок дифференцируются в зависимости от диапазонов показателя мощности двигателя, конкретный размер которой указывается в технической документации транспортного средства.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 Кодекса налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 359 Кодекса), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
При этом главами 22 «Акцизы» и 28 «Транспортный налог» Кодекса особенностей при исчислении в отношении автомобилей легковых, имеющих несколько двигателей, вышеуказанных налогов и платежей не установлена какая-либо зависимость исчисления от режима работы двигателя и (или) использования вида топлива.
Таким образом, при исчислении суммы акциза и транспортного налога в отношении автомобилей легковых в налоговой базе должна учитываться указанная в технической документации на транспортное средство номинальная мощность всех двигателей, обеспечивающих привод транспортного средства.
При этом с Минпромторгом России согласована и доведена до ФНС России и ФТС России письмом Минфина России от 29 января 2021 г. N 03-13-12/5697 позиция по акцизу (письмом от 06.02.2023 N 03-05-04-04/9167 по транспортному налогу) о том, что при наличии в автомобиле легковом двух электродвигателей следует учитывать суммарную максимальную полезную мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечить в течение 30-минутного периода времени двух электродвигателей.
В случае наличия в автомобиле легковом одновременно двигателя внутреннего сгорания (далее — ДВС) и электродвигателя, приводящих данное транспортное средство в движение, следует учитывать суммарно указанные в технической документации на автомобиль легковой максимальную полезную мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в течение 30-минутного периода времени, и мощность ДВС.
Данный подход Минфина России к исчислению транспортного налога, изложенный в письме от 2 февраля 2023 г. N 03-05-04-04/8694, был предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации (решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2023 г. N АКПИ23-240 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим письма Минфина России от 2 февраля 2023 г. N 03-05-04-04/8694»). В частности, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что при определении налоговой базы по транспортному налогу в отношении транспортного средства следует учитывать номинальную мощность всех двигателей, обеспечивающих единовременный или поочередный привод транспортного средства, указанную в паспорте транспортного средства и сведениях, представляемых регистрирующими органами. Суммарный учет мощностей ДВС и электродвигателя, имеющихся в гибридном автомобиле, определяет налоговую базу такого транспортного средства. Таким образом, позиция Минфина России по своему смысловому содержанию не вступает в противоречие с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Учитывая изложенное, в целях обеспечения единообразного расчета акциза и транспортного налога в отношении всех автомобилей легковых учитывается суммарно номинальная мощность их приводящих двигателей, определяемая на основе данных из технической документации, указываемая в паспорте транспортного средства и сведениях, представляемых регистрирующими органами.
Если в автомобиле легковом согласно имеющейся на него технической документации приводящим (приводящими) является (являются) только электродвигатель (электродвигатели), а ДВС не является приводящим, то есть не имеет механической связи с трансмиссией и предназначен для выработки электроэнергии, представляя собой часть тепловой электростанции (как, например, это указано для комбинированной энергоустановки последовательного типа в ГОСТ Р 59102-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками», утвержденном приказом Госстандарта от 9 октября 2020 г. N 799-ст), то мощность ДВС не учитывается при исчислении акциза, транспортного налога в отношении данного легкового автомобиля.
Вопрос об изменении порядка расчета налоговой базы по акцизам в отношении параллельных гибридных автомобилей может быть урегулирован путем утверждения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядка определения общей мощности автомобилей, имеющих несколько приводящих двигателей, и порядка отражения такого показателя в соответствующей документации.
Согласно статье 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя транспортный налог, законодательные органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, а также порядок его уплаты.
Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Статьей 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиком.
На основании проводимой работы по разграничению полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации и федеральным центром, а также следуя принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждый уровень власти вправе по своему усмотрению распоряжаться доходами своего бюджета. Какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части региональных бюджетов представляется недопустимым.
Таким образом, вопросы об установлении пониженной налоговой ставки по транспортному налогу, а также об установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе для владельцев гибридных автомобилей, находятся в компетенции законодательных органов субъектов Российской Федерации.
А.В.САЗАНОВ
20.02.2024
Подписывайтесь на наши YouTube
и Telegram чтобы не
пропустить
важные изменения 1С и законодательства
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете