ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 2022 г. N 19-КАД22-11-К5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Николаевой О.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зацепилина Ильи Викторовича на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 21 января 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 6 июля 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 декабря 2021 г. по делу N 2а-170/2021 по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя о взыскании с Зацепилина И.В. задолженности по земельному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Николаевой О.В., объяснения Зацепилина И.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя Денисаева М.А., Гарибяна Ю.С., Поповой Т.Н., Кубриной Е.В., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя (далее также — Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Зацепилина И.В. задолженности по земельному налогу в размере 17 347 руб. и пени в сумме 88,61 руб. за 2018 год, пени в размере 654,42 руб. за 2017 год. В обоснование заявленного требования указала, что Зацепилин И.В. в обозначенный налоговый период являлся собственником пятнадцати земельных участков с кадастровыми номерами: <…>, расположенных по адресу: г. <…>, расположенного по адресу: <…>. Уведомление и требования об уплате земельного налога в установленный законом срок в добровольном порядке не исполнил.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 21 января 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 6 июля 2021 г., административное исковое заявление инспекции удовлетворено. С Зацепилина И.В. взыскана задолженность по земельному налогу за 2018 год в размере 17 347 руб. и пеня в сумме 88,61 руб., пеня в размере 654,42 руб. за 2017 год.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 декабря 2021 г. судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены в силе.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Зацепилин И.В. просит об отмене решения Ленинского районного суда г. Ставрополя от 21 января 2021 г., апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 6 июля 2021 г. и кассационного определения судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 декабря 2021 г.
В кассационной жалобе Зацепилин И.В. указывает, что 16 августа 2019 г. обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в связи с использованием недостоверных сведений об объектах недвижимости при определении кадастровой стоимости. Решениями комиссии от 11 сентября 2019 г. его заявления удовлетворены. Вместе с тем при определении налоговой базы решения комиссии учтены не были, что привело к неправильному расчету земельного налога.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 20 июня 2022 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами первой, апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения норм материального права.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5).
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с выводами которого по существу согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, исходил из того, что Зацепилин И.В. является плательщиком земельного налога, порядок и процедура направления уведомления и требований об уплате налога и пени налоговым органом соблюдены, основания для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате налога отсутствуют, налоговая база для исчисления размера взыскиваемого налога за 2018 г. правомерно определена исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Также судами указано, что налоговая база определена Инспекцией исходя из информации о кадастровой стоимости земельных участков, полученной от уполномоченного органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, доказательств иной кадастровой стоимости земельных участков в материалы дела не представлено.
Между тем судом не учтены следующие обстоятельства.
Из материалов дела усматривается, что Зацепилин И.В. является собственником пятнадцати земельных участков с кадастровыми номерами: <…>.
Инспекцией рассчитан и начислен земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, и через личный кабинет налогоплательщика направлены в адрес Зацепилина И.В. налоговые уведомления от 14 июля 2018 г. N 34554503 сроком уплаты не позднее 3 декабря 2018 г., от 10 июля 2019 г. N 32627064 сроком уплаты не позднее 2 декабря 2019 г. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в адрес налогоплательщика через его личный кабинет направлены требования N 52671 по состоянию на 8 июля 2019 г. сроком уплаты до 25 октября 2019 г., N 92407 по состоянию на 27 декабря 2019 г. сроком уплаты до 12 февраля 2020 г. На сумму недоимки налоговым органом начислены пени. Требования налогоплательщиком добровольно не были исполнены.
Зацепилин И.В., не согласившись с расчетом налоговой базы для исчисления размера взыскиваемого земельного налога за 2018 г., определенной исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 г. N 1380 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае», 16 августа 2019 г. обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в связи с использованием недостоверных сведений об объектах недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Ставропольском крае при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Ставропольском крае (далее — Комиссия) от 11 сентября 2019 г. N 3998, 3999, 4000, 4001, 4002, 4003, 4004, 4005, 4006, 4007, 4008, 4009, 4010, 4011 удовлетворены заявления Зацепилина И.В. от 16 августа 2019 г. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости четырнадцати земельных участков в связи с использованием недостоверных сведений об объектах недвижимости при определении их кадастровой стоимости. Комиссией принято решение — в соответствии с пунктом 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 г. N 114 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости» направить решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес заказчика работ по государственной оценке объектов недвижимости на территории Ставропольского края — министерства имущественных отношений Ставропольского края.
В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее также — НК РФ) земельный налог является местным налогом (статья 15); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, (пункт 1 статьи 391); налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393); для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391); сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, также исчисляется налоговыми органами (пункт 3 статьи 396).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2 статьи 66 ЗК РФ).
Частью 7 статьи 24 Федерального закона 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу этого федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 135-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношения с участием административного истца) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений: об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости; о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 г. N 114 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее также — Порядок), который устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случаях использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости (пункт 1).
Из положений пунктов 2 и 3 Порядка следует, что в случае принятия комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости заказчик работ уведомляется о необходимости пересмотра результатов определения кадастровой стоимости с учетом решения Комиссии и обеспечивает определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре их кадастровой стоимости.
Определение кадастровой стоимости осуществляется на основании отчета об определении кадастровой стоимости с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости (пункт 4 Порядка).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. В случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей (абзацы пятый и шестой статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ).
Разрешая спор, суды не установили, было ли исполнено решение Комиссии, установлен ли размер кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом достоверных сведений о них, при том что неисполнение уполномоченными органами в установленный срок требований Порядка не может повлечь отрицательных налоговых последствий для гражданина (налогоплательщика земельного налога).
В связи с этим вывод суда о верном исчислении налоговым органом административному ответчику земельного налога за 2018 г. в отношении указанных объектов недвижимости основан на ошибочном толковании норм приведенного законодательства в их совокупности и взаимной связи.
С учетом того, что судами первой, апелляционной и кассационной инстанций были допущены существенные нарушения норм материального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Зацепилина И.В., обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328 — 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 21 января 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 6 июля 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 декабря 2021 г. отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Ставрополя в ином составе судей.
Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:
Подписывайтесь на наши YouTube
и Telegram чтобы не
пропустить
важные изменения 1С и законодательства
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете