Краткий обзор нового для бухгалтера в законодательстве и программе 1С. Читайте только главное за неделю.
Содержание
- Самые интересные новости недели
- Что изменится в учете расходов с 2027 года: главное о ФСБУ 10/2026
- Имущественные налоги: выводы КС и ВС РФ
- С 1 октября вступают в силу сразу несколько изменений по НДС, работе с маркетплейсами, прослеживаемости и маркировке
- Баллы за скидки на маркетплейсах: ФНС разъяснила, нужно ли платить с них налоги
- Налоговые льготы для пострадавших продавцов маркетплейсов распространили и на Ozon
- Ошибочный ДОПП в СПОТ: как снять документ с очереди
- Семинары по 1С:Бухгалтерия
- По работе в 1С:Бухгалтерия
Самые интересные новости недели
Обзор основных новостей законодательства
- Ошибочный ДОПП: как снять документ с очереди
- Как учитывать скидки на маркетплейсах, компенсированные баллами
- Обзор важных судебных решений по имущественным спорам за январь-август 2026
- Что изменится в бухучете расходов с 2027: Минфин разъяснил нововведения ФСБУ 10/2026
- С 01.09.2027 на Госуслугах заработает электронная почтовая система для юридически значимых сообщений
- С 2027 обновится декларация по налогу на прибыль
- О НДС, восстановленном при безвозмездной передаче
- О расходах на технологическое присоединение ОС к электросетям в НУ
- Об актуальном адресе в ЕГРЮЛ
- О получении выписки из реестра налогоплательщиков с 15.08.2026
- О продлении полномочий руководителя
- Об отмене приостановки операций по счетам
Что изменится в учете расходов с 2027 года: главное о ФСБУ 10/2026
С отчетности за 2027 год применяется новый ФСБУ 10/2026 «Расходы». Он заменит действующее ПБУ 10/99. Минфин разъяснил основные изменения нового стандарта в Информационном сообщении от 06.07.2026 N ИС-учет-66.
Что изменится
- уточнили понятие расходов и их классификацию
- определили случаи выбытия активов, которые не признаются расходами
- обновили правила учета расходов по обычным видам деятельности
- систематизировали порядок учета расходов, которые не включаются в чистую прибыль (убыток)
- уточнили, какую информацию о расходах нужно раскрывать в бухгалтерской отчетности
Кто будет применять ФСБУ 10/2026
Стандарт обязаны применять все коммерческие организации.
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
Некоммерческие организации применяют его в части, соответствующей целям и характеру их деятельности. На организации бюджетной сферы ФСБУ 10/2026 не распространяется.
Что изменится в бухучете расходов с 2027: Минфин разъяснил нововведения ФСБУ 10/2026
Подробнее о том, как изменится учет расходов с 2027 года, рассказываем здесь
Ждем вас 16 октября 2026 в 11:00 (МСК) на эфире, который проведет Марина Аркадьевна Климова:
ФСБУ 10/2026 «Расходы»: стартуем в 2027 г. Законодательный обзор
Имущественные налоги: выводы КС и ВС РФ
ФНС опубликовала обзор за январь–август 2026. Собрали решения, которые помогут вам проверить начисления
- архивную кадастровую стоимость можно пересмотреть. Суть спора: налог рассчитали по завышенной стоимости, а шестимесячный срок оспаривания истек. Решение КС: до изменения закона добросовестный налогоплательщик вправе обратиться в уполномоченное бюджетное учреждение в течение года с момента, когда узнал или должен был узнать о налоговых последствиях спорной стоимости. Пересмотр — для расчета базы за три года до года подачи заявления
- после ввода дома налог на незавершенное строительство прекращается. Суть спора: дом ввели в эксплуатацию, но налог начислили по записи о незавершенном строительстве в ЕГРН. Решение ВС: после ввода дома и кадастрового учета с выделением квартир и нежилых помещений такой налог не начисляют. Но до регистрации прав дольщиков налог на имущество продолжает исчисляться у застройщика
- амортизацию считайте с учетом дат капитальных вложений. Суть спора: при переходе на ФСБУ 6/2020 затраты на модернизацию включили в расчет амортизации с даты первоначального ввода зданий, занизив остаточную стоимость. Решение ВС: учитывайте даты включения затрат в стоимость по всем этапам капвложений
- для участков под ИЖС в бизнесе ограничили коэффициенты. Суть спора: к участкам под индивидуальное жилищное строительство в бизнесе применяли повышающие коэффициенты. Решение КС: коэффициенты 2 и 4 нельзя применять вместе со ставкой до 1,5%. Запрет — с 01.01.2027, если федеральные законы не установят иной порядок
- льгота ветерана распространялась на прошлые годы. Суть спора: с ветерана боевых действий взыскивали транспортный налог за 2022. Решение ВС: взыскание отменили. В этом деле льгота, введенная с 01.01.2026, действовала за 2022–2025
Обзор важных судебных решений по имущественным спорам за январь-август 2026
Хотите подробнее узнать актуальные изменения и методы расчета в 1С:Бухгалтерия? Тогда приходите на эфир:
С 1 октября вступают в силу сразу несколько изменений по НДС, работе с маркетплейсами, прослеживаемости и маркировке
Собрали главное, чтобы вы могли быстро проверить, что касается вашей работы.
- маркетплейсы начнут передавать данные о продавцах в ФНС — с 1 октября начинают действовать новые правила платформенной экономики. В частности, маркетплейсы обязаны передавать в ФНС сведения о продавцах
- для самозанятых вводится лимит работы через онлайн-платформы — на одного заказчика можно работать не более 160 часов в месяц на протяжении полугода
- меняются правила подтверждения НДС 10% на детские товары — в ст. 164 НК РФ теперь прямо закреплен перечень документов, которые нужно представить для обоснования применения ставки 10% по детским товарам
- закреплен порядок изменения цены по длящимся договорам — с 1 октября в НК РФ установлен порядок изменения цены договора при изменении ставки НДС
- РНПТ при автоввозе из ЕАЭС будут присваивать по ДОПП — для прослеживаемых товаров, которые ввозятся из стран ЕАЭС автомобильным транспортом, РНПТ присваивается на основании ДОПП. Отдельное Уведомление о ввозе товаров подавать не нужно
- расширяется перечень маркируемых товаров — с октября начинается маркировка отдельных видов хозяйственных, санитарно-гигиенических изделий и туалетных принадлежностей
Баллы за скидки на маркетплейсах: ФНС разъяснила, нужно ли платить с них налоги
Если маркетплейс по поручению продавца предоставляет покупателю скидку, а продавцу компенсирует ее баллами, которые можно потратить только на частичную оплату услуг маркетплейса. Возникает вопрос: нужно ли учитывать эти баллы в доходах?
ФНС разъяснила: баллы не являются доходом продавца. Платить с них налог по УСН, НДС или налог на прибыль не нужно.
Как считать налоги
- доход для налога на прибыль, УСН и НДС определяется по фактической цене продажи — с учетом скидки
- начисленные баллы в доход не включаются — это внутренний механизм расчета агентского вознаграждения маркетплейса
- использование баллов для оплаты услуг маркетплейса также не создает налоговых последствий — ни при начислении, ни при списании
Разберем на примере
Товар стоит 10 000 руб. Маркетплейс предоставляет скидку 20%, поэтому покупатель платит 8 000 руб. Продавцу начисляют 2 000 баллов для оплаты услуг площадки.
В налоговую базу включаются 8 000 руб. — фактическая цена продажи. 2 000 баллов в доход не включаются.
Как учитывать скидки на маркетплейсах, компенсированные баллами
Налоговые льготы для пострадавших продавцов маркетплейсов распространили и на Ozon
Правительство расширило меры поддержки для продавцов, пострадавших из-за атак на инфраструктуру маркетплейсов. Теперь аналогичные меры действуют и для продавцов Ozon.
Если ваша компания или ИП попали под условия поддержки, сроки уплаты ряда налогов и страховых взносов, приходящиеся на период с августа 2026 по июль 2027 года, продлят на 12 месяцев. После этого суммы нужно будет уплачивать равными частями в течение еще 12 месяцев. Проценты не начисляются.
Поддержка касается, в частности, НДС — кроме налога при ввозе товаров, налога на прибыль, УСН, АУСН, НПД и страховых взносов.
Чтобы получить льготы, у продавца должен быть действующий договор с Ozon и ущерб от атак. Должно выполняться одно из условий:
- ущерб превысил 5% доходов, учитываемых при налогообложении за 2025 год
- продавец зарегистрирован с 1 декабря 2025 года и понес ущерб
Отдельно подавать заявление не нужно: Ozon сформирует перечни пострадавших и передаст их в ФНС и территориальные органы страховщика.
Если работаете с Ozon, проверьте, подходите ли вы под условия поддержки.
Как отразить затраты на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации в 1С?
Как отразить компенсацию от маркетплейса за утрату товара в 1С?
Ошибочный ДОПП в СПОТ: как снять документ с очереди
Если в направленном ДОПП обнаружили существенную ошибку, исправить или аннулировать его через СПОТ пока нельзя. Ошибочный документ остается в очереди на зачисление обеспечительного платежа.
Чтобы снять такой ДОПП с очереди, ФНС рекомендует направить «Обращение гражданина» с соответствующей просьбой. После этого можно оформить новый ДОПП с корректными сведениями.
Что указать в обращении
Обязательной формы обращения ФНС не установила. Поэтому рекомендуем указать:
- номер ошибочного ДОПП
- дату его подачи
- просьбу снять ДОПП с очереди на зачисление обеспечительного платежа
- причину снятия
- контакты заявителя для ответа
Семинары по 1С:Бухгалтерия
Смотрите в записи
По работе в 1С:Бухгалтерия
Новый релиз 1С: задачи в Календаре отчетности, чеки самозанятых и дивиденды
Рассказываем, что изменилось в релизе 3.0.207, в каких задачах вам пригодятся новые возможности и где найти их в 1С.
- в Календарь отчетности можно добавить свои задачи. Создавайте задачи со сроком для одной или нескольких организаций и настраивайте повторение. Так можно добавить внутренние задачи и формы отчетности, которых нет в программе. Где найти: Руководителю — Анализ — Монитор налогов и отчетности — Календарь отчетности
- выкуп комиссионером можно оформить из Передачи на реализацию. На основании Передачи на реализацию теперь можно создать Реализацию товаров и услуг с операцией Выкуп комиссионером
- в Оказании производственных услуг можно выбрать банковский счет. В документе Оказание производственных услуг появился выбор банковского счета организации. Он выводится в печатную форму акта
- реализацию отгруженных товаров можно оформить после ввода остатков. Реализацию отгруженных товаров теперь можно создать на основании документа расчетов с контрагентом при вводе остатков по счетам 45, 76.ОТ и 62.ОТ.1
- для возврата по эквайрингу появился отдельный вид операции. В Списание с расчетного счета добавили операцию Возврат по эквайрингу для списания денег банком при возврате покупателю
- к одному поступлению можно загрузить несколько чеков НПД. В Поступление (акты, накладные, УПД) и Поступление доп. расходов теперь можно загрузить несколько чеков самозанятого по ссылке или из файла
- в 1С:Кредит можно оформить заявку по истории платежей. В Кредит по выписке вы выбираете банк и платежи из истории на желаемую сумму. Затем 1С перенаправит вас на страницу банка. Доступно пользователям 1С:Фреш. Где найти: Банк и касса — 1С:Кредит — Создать — Кредит по выписке
- на АУСН изменилась разметка депозитных процентов и наличных. Проценты по депозитам у ИП автоматически отмечаются как Не налоговая база, у организаций — Приход. Внесение наличных на счет — как Не налоговая база
- загрузка операций по депозитным счетам через сервис АУСН. Загрузка выписки через сервис АУСН выполняется только по расчетным счетам организации
- в Начислении дивидендов появились три печатные формы. Из Начисления дивидендов можно распечатать решение единственного участника, справку о начислении и приказ о выплате дивидендов
- в отчете по счетам поставщиков видно оплату и не оплаченный остаток. В отчете Счета, не оплаченные поставщикам появились колонки Оплачено и Ожидается оплата. Где найти: Руководителю — Счета, не оплаченные поставщикам
- при совмещении налоговых режимов 1С создает способы учета зарплаты. Программа автоматически создает способы учета зарплаты и взносов. Подходящий способ вы выбираете в настройках зарплаты или карточке сотрудника. Где найти: Зарплата и кадры — Справочники и настройки — Настройки зарплаты — Отражение в учете — Способы учета зарплаты
- добавили новые формы отчетности и обновили электронные форматы. В релиз добавили 19 форм Росстата, в том числе 4-ОС, 2-ТП (охота), 3-информ (МП), 1-технология, 11-НА, 12-строительство, 18-КС, 1-робототехника, 4-инновации, 85-К, 1-Т(ГС), 1-Т(МС), 2-РЦ, 3-Ф, П (услуги), 1-Т (проф), 1-цены производителей, 7-травматизм и П-1. Также добавлены Заявление об исправлении опечаток и (или) ошибок и Возражения и подтверждающие документы, изменена форма N 7 Минтруда и обновлены электронные форматы отдельных документов ФНС и форм Росстата
Что важного в 1С: новости с партнерского семинара
В конце сентября команда Бухэксперт побывала на очередном партнерском семинаре 1С. Было много полезных докладов об изменениях в законодательстве, возможностях и развитии 1С:Бухгалтерии.
Делимся с вами самым интересным!
- сверять расчеты с контрагентами можно без ручной рутины. 1С:Сверка 2.0 автоматически сопоставляет данные по взаиморасчетам и помогает быстрее находить расхождения, чтобы вовремя заметить возможные ошибки в расчете НДС. Подключение бесплатное
- отчетность можно подготовить, даже если учет в 1С пока не ведется. Сервис 1С:Отчетность 24 пригодится, если у вас доработанная конфигурация, несколько баз или учет в 1С пока не ведется, а отчетность нужно подготовить и сдать
- данные из других учетных систем можно перенести в облачную 1С. Доступна загрузка из Saby, Контур.Бухгалтерии, Контур.Эльбы и «Моего дела»
- статус самозанятого можно проверить прямо в 1С. 1С:Статус самозанятого позволяет проверить, применяет ли контрагент НПД на дату выплаты. Проверка доступна в договоре, платежке и документе покупки
- ссылку на оплату можно отправить клиенту прямо из 1С. В 1С:Онлайн-заказы можно сформировать ссылку на счет или заказ и отправить ее клиенту. После оплаты информация автоматически вернется в 1С, а статус платежа обновится
Что важного в 1С: новости с партнерского семинара (сентябрь 2026)
Журнал учета счетов-фактур за 3 квартал: кто сдает до 20 октября и как заполнить в 1С
Начинаем отчетную кампанию за 9 месяцев 2026 года и будем напоминать вам о ближайших сроках и разбирать заполнение отчетности в 1С.
Один из первых сроков — 20 октября. Не позднее этой даты посредникам, которые не сдают декларацию по НДС, нужно представить журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур за 3 квартал.
Журнал нужно направить в ИФНС по месту регистрации в электронном виде.
Как сформировать журнал в 1С
- перейдите в Отчеты — Регламентированные отчеты
- сформируйте журнал и заполните его по кнопке Заполнить
- данные по прослеживаемым товарам отразятся в графах 20–23
Если вы сдаете декларацию по НДС
Отдельно журнал представлять не нужно. Его данные включаются в декларацию по НДС:
- раздел 10 — сведения из журнала выставленных счетов-фактур
- раздел 11 — сведения из журнала полученных счетов-фактур
Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур за 3 квартал 2026 в 1С (20.10.2026)
См. также:
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Получить индивидуальную консультацию от наших специалистов можно в Личном кабинете