Добрый день! У меня назрел глупый вопрос: «Чем отличается бухгалтерский учет от налогового учета?». С налоговым более не менее понятно, а вот с бухгалтерским как-то не очень.
Все комментарии (7)
Комментарии закрыты.
Отправляя форму Вы даёте согласие на обработку персональных данных, защищенных политикой конфиденциальности
Отправляя форму Вы даёте согласие на обработку персональных данных, защищенных политикой конфиденциальности
Здравствуйте!
Хороший вопрос. Но на эту тему можно диссертацию, а может и докторскую написать и не одну :). Если очень просто и кратко, то так.
Бухгалтерский учет — это фиксация всех хозяйственных операций, которые есть у организации. Сплошняком без каких-либо исключений на основании нормативной базы, которая регулирует бух учет. Таким образом получаем бухгалтерскую отчетность, которая показывает финансовое состояние организации (прибыль или убыток в БУ), а также какие у нее в наличии активы, какие обязательства на отчетную дату (что есть в наличии, кому должны и сколько и т.д). Организация создается для того, чтобы прибыль получить и ее уже распределить в виде дивидендов. На основании этой отчетности собственники распределяют и получают дивиденды. В БУ мы учитываем все доходы и все расходы. Наша задача получить максимально точную картину, какой финансовый результат получили в ходе своей деятельности. Это учет для собственников в первую очередь.
Налоговый учет — цель другая. Рассчитать налоги и уплатить их в бюджет. Руководствуемся Налоговым кодексом РФ. Для расчета налогов, как правило доходы учитываются максимально, а по расходам большое количество исключений и ограничений. Потому что, чем больше налогов собрали, тем лучше для страны. Это учет для контролирующих органов — ФНС.
Т.е. это два разных учета, у них разные цели, разная нормативная база. Они никогда не сблизятся и никогда не сойдутся.
Подробнее
Кто обязан вести бухгалтерский учет
.
Единственное, БУ все равно получается не совсем достоверным, поскольку несмотря на то, что ведем мы его для себя, не все документы могут быть проведены (например, чеки, не соответствующие нормам). Поэтому у меня и возник такой вопрос. С одной стороны, вроде бы более точный учет по сравнению с налоговым, а с другой стороны, все равно неполноценный.
Давайте конкретный пример с чеком. Каким нормам он не соответствует. А я на его пример уже поясню.
Потому что есть еще один учет — управленческий :).
Чек без QR-кода либо без наименования товара, без номера чека.
Тогда возникает вопрос: «Если есть управленческий учет, который включает в себя все затраты, зачем нужен БУ?». Это ведь отнимает много времени!)
Если потратили деньги по факту, но чек неправильный. То это хоз операция. Она в БУ будет в любом случае. Регистрация всех операций обязательная в БУ. Даже, если первичка «бракованная».
В НУ мы уже смотрим НК РФ и другие сопутствующие документы. Если есть риск по такому расходу, то мы его не учитываем. В результате прибыль в НУ больше, чем в БУ.
Это нормально и это сплошь и рядом.
Что касается бух учета и налогового учета. Не зря мы говорим, что ведем в 1С:Бухгалтерия регламентированный учет и составляем регламентированную отчетность.
БУ и НУ жестко регламентированы нормативными актами. Мы обязаны эти правила соблюдать и оформлять операции в соответствии с этим.
Так легче проверять, так легче стандартизировать, «читать» любую отчетность в любой организации и т.д. Т.е. есть понятные правила игры для всех.
НУ — налоги и для ФНС.
БУ — прибыль или убыток, чем владеем для собственников, но по жестким правилам. И БУ — это всегда «вчерашний» день. Потому что и отчетность раз в год. И есть определенные стандарты, что учитывать так или иначе. Они не всегда успевают за прогрессом. Документы мы отражаем по факту, когда они у нас есть и т.д. Т.е. на основании бух отчетности и бух данных бизнес не может принимать никаких управленческих решений и не может делать прогнозы для того, чтобы свой бизнес развивать. Поэтому идем дальше к следующему учету.
Управленческий учет — это третий учет, который не имеет никакого отношения к НУ. Может слегка опираться на БУ и иметь что-то общее с ним для того, чтобы этот учет легче организовать и автоматизировать. Именно на основании управленческого учета бизнес принимает все решения. Здесь нет ни НК РФ, ни ПБУ, а только правила компании. Например, мы знаем, что был расход, но документ потерялся и не дошел до нас пока — для управленческого учета это расход. Знаем, что станок по рыночной цене стоит 100тыс., а не 500тыс., как у нас на балансе — так его и отражаем в УУ. При этом есть управленческий баланс, отчет о фин результатах и отчет по ДДС. Но какие статьи затрат использовать, в какой оценке активы отражать, переоценивать их или нет, что включать в стоимость, амортизировать или нет — это все решает организация сама. Нет двух одинаковых управленческих учетов. Они всегда индивидуальны. Но как и везде, есть общие правила, которые лежат в основе. Если мы говорим про УУ, то его элементы есть на вкалдке Руководителю в 1С.
Эти три учета равноправно существуют.
Если какие-то пожелания глобального масштаба или вопросы, то с ними надо обращаться в Минфин и ФНС.
Это кратко, что могу сказать по теме.
Не пойму вот что: с одной стороны Вы пишите: «Если потратили деньги по факту, но чек неправильный. То это хоз операция. Она в БУ будет в любом случае. Регистрация всех операций обязательная в БУ. Даже, если первичка «бракованная».», а с другой, «БУ и НУ жестко регламентированы нормативными актами. Мы обязаны эти правила соблюдать и оформлять операции в соответствии с этим.». Но если мы принимаем к БУ «бракованный» чек, то в чем тогда состоит регламентация в БУ?
В том, что все операции отражаются без исключения по правилам БУ. Пробелов быть не должно. Если сотрудник взял из кассы деньги и потратил их. Он должен отчитаться. Этот факт тоже отражается в учете на основании тех первичных документов, что принес сотрудник. Он что-то купил — этот актив должен быть отражен в учете организации. Не зависимо от того, есть QR-код на чеке или нет.
Более подробную информацию, что и как отражать по каждому участку учета можно найти в соответствующем стандарте, который его описывает:
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Приказ Минфина № 34н,
ПБУ 1/2008 Учетная политика организации,
ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда,
ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте,
ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации,
ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов,
ПБУ 6/01 Учет основных средств,
ПБУ 7/98 События после отчетной даты,
ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы,
ПБУ 9/99 Доходы организации,
ПБУ 10/99 Расходы организации,
ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах,
ПБУ 12/2010 Информация по сегментам,
ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи,
ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов,
ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам,
ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности,
ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы,
ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций,
ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений,
ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности,
ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений,
ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности,
ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств,
ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов,
Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, Письмо Минфина №160
и других стандартах РСБУ и МСФО.
А также в нормативно-правовых актах:
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,
Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
На этом обсуждение данной темы закроем — зачем нужен бух учет мы определились. Если будут вопросы по 1С:Бухгалтерия 3.0, то задавайте, пожалуйста. Будем разбираться!