УСН доходы-расходы, лизинг у лизингополучателя в 1С

Вопрос задал Надежда *. (Чита г.)

Ответственный за ответ: Демашева Мария (★9.85/10)

Добрый день! Организация на УСН приобрела в лизинг автомобиль. У нас в программе нет документа Поступление в лизинг. Как правильно организовать учет?

Все комментарии (24)

  1. Надежда, здравствуйте!

    Проверяем так:

    Главное — Настройки — Функциональность — вкладка ОС и НМА — флаг Основные средства и Лизинг

    Порядок учета в материале

    Пошаговый учет лизинга в 1С 8.3 на балансе лизингополучателя

    Больше информации по теме ЛИЗИНГ здесь.

  2. Там рассмотрено если ОСН, а у нас УСН 15 %.

    1. По шагам все те же операции и документы. А в части налогообложения УСН уже у вас будет ваш учет.
      Вы включили Функциональность, документ появился?

  3. Да документ появился, но при УСН в расходы не должны попадать лизинговый платеж, а у нас попадает, так условиями договора не предусмотрена выкупная стоимость и есть письма МИНФИНА, что в этом случае в расходы не попадает до полной выплаты.

  4. Лизинговые платежи — это платежи за аренду. Если в общую сумму не включена выкупная стоимость, то они учитываются при УСН 15% в расходах т.к. это прямая норма Налогового кодекса РФ:
    —пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 03.02.2014 N 03-11-06/2/3991
    4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество
    —п. 2 ст. 346.17 НК РФ) — лизинговые платежи оплачены + отражены в учете т.е. «оказаны»; авансовый платеж — еще не расход УСН.

    Этот подход реализован в 1С.

    Из особенностей учета для УСН по документам лизинга, что учесть:
    —НДС включаем в стоимость.
    —Документ Принятие к учету ОС — Налоговый учет (УСН) — Порядок включения стоимости в состав расходов — Не включать в состав расходов.
    —Расходы на ОС в УСН будут уже после выкупа и перехода права собственности на ОС, если такое событие произойдет.

    1
  5. Подскажите делаю документ Поступление в лизинг, как настроить, чтобы НДС включалась в стоимость? У меня НДС выводится отдельной проводкой.

    4
  6. Все проводки у вас верные в этом документе. Это виртуальный НДС, расчетным путем. Вам же не дали СФ и налог лизингодатель не предъявлял. Нет никаких оснований включать НДС в стоимость на этом этапе. А вот дальше уже в других документах, когда будет СФ на руках, тогда и включите в стоимость. Имею в виду лизинговые платежи.

    Следующий документ Принятие к учету ОС. Напоминаю про вкладку Налоговый учет (УСН) — заполнить ее внимательно с учетом обсуждения выше.

    1
  7. При списании с р/счета лизинговых платежей какие проводки должны быть?

    1. При списании с р/счета лизинговых платежей проводка Д 76.07.2 К 51.
      Если был аванс, то он зачтется. Проверяйте, пожалуйста, какие у вас счета расчетов указаны во всех документах и по расчетам и по авансам.
      Аванс зачтется далее при отражении операций — Д 76.07.2 К 60.02.

  8. У нас в договоре лизинга предусмотрен первый авансовый платеж, при оплате данного платежа какие проводки должны сформироваться? И как он потом должен закрыться?

  9. Можно аванс на 60.02 сделать и потом зачесть на 76.07.2. Но тогда тоже это все по счетам расчетов указать в документах и проследить, что «схлопнулся» аванс.

  10. И еще один вопрос, у нас в договоре предусмотрен последний выкупной платеж . Сумма договора лизинга 3465336,67, а выкупной платеж 28594,60. Формирую документ «выкуп предмета лизинга» на закладке налоговый учет УСН какую нужно указывать стоимость и срок полезного использования в месяцах?

    1. Даю общий подход и самый сложный вариант, чтобы сразу общая картина сложилась, что к чему и уже по своей ситуации оформить операции.

      По договору, какие суммы есть и их все надо учесть по-разному:
      1. Сумма лизинговых платежей по договору, в т.ч. НДС. У вас вроде как — 3 465 336,67 в т.ч. НДС.
      2. Выкупная стоимость ОС, в т.ч. НДС. У вас это насколько поняла 28 594,60 в т.ч. НДС.
      3. Итого Сумма лизинговых платежей + Выкупная стоимость, в т.ч. НДС. Это полная сумма по договору лизинга. Во что нам обойдется ОС. У вас это, как поняла 3 465 336,67 + 28 594,60 = 3 493 931,27 (Внимание! Проверить. Это лизинговые платежи + выкупная).
      4. Стоимость приобретения ОС для лизингодателя (указывает в справке), в т.ч. НДС.

      —Документ Поступление в лизинг. Сумма из п.3.
      —Документ Принятие к учету ОС. Вкладка Налоговый учет (УСН). Стоимость (сумма расходов УСН). Сумма из п.3. Она дается справочно и на этом этапе не на что не влияет. Это для нас, чтобы потом не забыть, какая общая сумма по договору. Проводка будет Д 01 Сумма из п.3. без НДС.
      Порядок включения стоимости в состав расходов Не включать в состав расходов.
      СПИ указывается по Классификации ОС.
      —Документ Поступление (акт, накладная). Услуги лизинга. Здесь на основании первичных документов от лизингодателя отражаем лизинговые платежи и регистрируем СФ входящий. И здесь же НДС включить в стоимость ставим.
      —Документ Списание с расчетного счета. Оплата поставщику. Используем для расчетов по лизинговым платежам 76.07.2. Для авансов допускается 60.02. Выкупная стоимость только 60.02. И выкупная стоимость — это не расход УСН. Вы приобретаете ОС и уже учитываете расходы по ОС для УСН. Выкупная — это приобретение ОС и плата за него.
      Лизинговые платежи попадают в КУДиР, если оплачены и отражены в учете.
      —Документ Амортизация и износ основных средств в процедуре Закрытие месяца. Начисляется амортизация в БУ. В результате на 01 счете первоначальная стоимость ОС, а на 02 накопленная амортизация сформированы к моменту выкупа ОС.
      —Документ Выкуп предмета лизинга. Сумма — выкупная стоимость и НДС включить в стоимость. Судя по вашим комментариям — 28 594,60. Это первичке все проверяйте, что и как конкретно.
      Вкладка Бухгалтерский учет. Счета 76.07.1, 01 и 02.
      Вкладка Налоговый учет (УСН). Стоимость (сумма расходов УСН) — выкупная с НДС.
      СПИ свой оставшийся.
      Порядок включения в стоимость расходов — Включить в состав амортизируемого имущества (или что по вашей ситуации выходит, см. выпадающий список).
      Оплата — проконтролировать, что заполнено. При необходимости Добавить. Свое ОС указать, Дата оплаты и Сумма оплаты.

      ОСВ по счету 76.07, проверить, что сальдо ноль.

      Далее если ОС признано в учете, то после перехода права собственности на него процедура Закрытие месяца и там
      —Амортизация и износ основных средств
      —Признание расходов на приобретение ОС для УСН. В соответствии с порядком признания стоимости ОС в расходах по НК РФ. Зависит от того, в каком квартале признали расходы. Рассчитывается автоматически в 1С.

      3
  11. На авансовый платеж в каком смысле — когда только заплатили или когда закончили договор?
    Изначально — это или график или счет и платите аванс.
    А по итогам конечно он закрывается или актом на услуги лизинга, если лизингодатель дает акты или СФ может быть.

  12. Я на копии делаю пока ставлю 18 % . чтобы на общую сумму выйти и понять порядок.

    1. Ок, поняла. Спасибо за уточнение. В рабочей базе тогда внимательно со ставками.

  13. Нужны некоторые уточнения. Выкупная в какой момент не встает в расходы? Единовременно или в Закрытии месяца? Как ОС оформили или единовременно списали при выкупе? Информацию про оплату внесли, как указано выше?

  14. Выкупной платеж должен учитываться в расходах УСН? И в какой момент?
    Вообще не встает ни при закрытии, ни единовременно.

  15. Проверьте, пожалуйста, еще раз всю цепочку с самого начала по описанию, которое дано выше. Если не получится, то обновите базу 1С, введите все с правильными суммами и ставками НДС, сохраните скрины всех шагов в файл word (табличная часть документа, проводки через ДтКт, КУДиР) и будем смотреть. Также будет нужно полное описание условий договора лизинга — все суммы с НДС и без НДС, сроки договора, СПИ, стоимость у лизингодателя и т.д.

  16. Уточните, когда делаем документ поступление в лизинг. какую сумму указать с учетом выкупной или без учета выкупной?

  17. Это стоимость по договору + выкупная.

  18. На этот вопрос уже ответ дан выше. Посмотрите, пожалуйста, переписку. Дублирую:
    «—Документ Принятие к учету ОС. Вкладка Налоговый учет (УСН). Стоимость (сумма расходов УСН). Сумма из п.3. Она дается справочно и на этом этапе не на что не влияет. Это для нас, чтобы потом не забыть, какая общая сумма по договору. Проводка будет Д 01 Сумма из п.3. без НДС.»

    По своему новому примеру прямо пройдитесь по всем пунктам. Сначала распишите суммы и документы по алгоритму и потом сверьте с 1С. Все должно встать на свои места тогда.

  19. Расходы на ОС в УСН будут уже после выкупа и перехода права собственности на ОС, если такое событие произойдет. Это какие именно расходы выкупная стоимость? У нас попадают в расходы лизинговые платежи после их оплаты и проведения документа поступление.

    1. Лизинговые платежи — это плата за пользование (аренду) актива, это не его стоимость. Принимаем в УСН, как услуги. Акт ежемесячно дают только на лизинговый платеж, на выкупную стоимость документов не дают в течение срока аренды.
      Выкупная стоимость — это стоимость актива (ОС). Срок аренды закончился, все лизинговые платежи уплачены, право собственности на актив перешло к лизингополучателю (если выкуп предусмотрен договором и лизингополучатель принял решение выкупить актив, он может этого и не делать и вернуть объект обратно лизингодателю). И здесь уже правила по признанию расходов по ОС для УСН работают. Но смотрите еще, пожалуйста, на выкупную стоимость по договору и на свою учетную политику. Какой лимит по ОС установлен. Т.е. это может быть по итогу ОС или может быть МПЗ. Тогда в расходах УСН учитывается, как материалы.
      Бухгалтерский учет, правила формирования первоначальной стоимости ОС и т.д. и налоговый учет в целях УСН — это два разных учета со своими правилами и они не совпадают. Бух учет мы смотрим ПБУ, План счетов, Закон о бух учете и другие нормативные акты, а расходы УСН — НК РФ.
      В данном случае выкупная стоимость в БУ включена в первоначальную стоимость ОС (см. ПБУ 6/01) и в БУ в т.ч. амортизируется, а в расходах УСН будет учтена в момент выкупа и по правилам учета ОС или МПЗ. Смотря на, какой актив будет в результате сформирован — ОС или МПЗ (см. п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
      Более подробно смысл лизинга раскрыт в статье
      Пошаговый учет лизинга в 1С 8.3 на балансе лизингополучателя
      Материалы по расходам УСН
      Расходы на приобретение работ, услуг при УСН
      Расходы на приобретение материалов при УСН
      Расходы на приобретение ОС при УСН

      Обязательные документы для изучения при работе с лизингом:
      —Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»
      —Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга», утв. приказом Минфина РФ от 17.02.1997 N 15
      —п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
      —п. 1 ст. 346.16 НК РФ
      —ст. 665 ГК РФ

      Аналогичный вопрос в июне 2018 Вы также уже разбирали на портале БухЭксперт8. Даю ссылку, чтобы не искать
      Учет ОС у лизенгополучателя
      .

      4

Комментарии закрыты.