Покупка оборудования, инвентаря для собственных нужд у физических лиц в 1С

Вопрос задал Анна М.

Ответственный за ответ: Орлова Наталья (★9.84/10)

Добрый день!
Прошу подсказать в следующем вопросе:
У нас производственная компания и для производства своей продукции нужны определенные основные средства, инвентарь и расходники для них.
Ранее такие основные средства, инвентарь и расходники покупали заграницей без проблем, но в текущих реалиях, есть ограничения по импорту (проблемы и с оплатой и с поставкой).
Т.е. и в России нет таких товаров и от организации мы тоже не можем купить заграницей.
Единственное где есть такие товары — только за границей на на сайте AliExpress.
Оплатить там от организации нельзя, поэтому ген. директор будет их покупать со своей личной карты.
Стоимости примерно такие:
1) Станок (основное средство) – 400 000 рублей
2) Инвентарь – 30 000 рублей
3) Расходники для станка на общую сумму 20 000 рублей
Ген. директор может предоставить только следующие документы: выписку с банковской карты и скрин с сайта AliExpress о заказе.
Первичные документы от продавцов Aliexpress получить тневозможно.
Понятно, что как авансовый отчет это видимо признать не получится (очень большие риски так как налоговики могут признать сделку мнимой и доначислить компании налог на прибыль (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ) и еще если организация возместит ген. директору расходы по таким документам, то рискуем получить доначисления по взносам и НДФЛ.

Нашла информацию, что такую операцию правильнее будет оформить как куплю – продажу товара у сотрудника с заключением договора купли-продажи и оформлением акт приема-передачи имущества.

Прошу подсказать:
1) Действительно ли правильный способ оформить через договор купли-продажи?
Может есть еще легальные способы с уплатой необходимых налогов провести корректно эту операцию?
2) Какую правильно тогда цену указывать в договоре купли-продажи от ген. директора – организации: по тем, по которым куплены, по ценам выше или по ценам ниже?
3) Будет ли организация налоговым агентом по НДФЛ по операции купли-продажи или ген. директор должен сам рассчитать и уплатить налог и подать декларацию 3-НДФЛ в конце года?
4) Как правильно будет рассчитан налог НДФЛ если указать цену в договоре именно по той, по которой куплено? При расчете НДФЛ учитываются ли расходы на покупку? Налог НДФЛ получится 0?
5) Как правильно будет рассчитан налог НДФЛ если указать цену в договоре выше по той, по которой куплено? При расчете НДФЛ учитываются ли расходы на покупку? Налог НДФЛ считается (Доход-расход)*13%?
6) Как правильно отразить тогда в программе эту операцию?

Все комментарии (3)

  1. Добрый день!

    1) С точки зрения отражения операций в налоговом учете, лучше оформить Договор Купли-продажи имущества и обязательно оформить акт приема-передачи имущества с физическим лицом.

    По авансовому отчету действительно, очень большой риск признания таких расходов, особенно если к авансовому отчету не были приложены чеки на приобретение имущества, работ или услуг.
    Были случаи, когда ПФР и ФСС признавали доходом суммы, полученные работниками под отчет (Постановления 18 ААС от 17.02.2016 N 18АП-162/2016; АС УО от 11.11.2015 N Ф09-7999/15).

    2) Обычно в договоре указывают рыночную цену данного товара. Но это право физического лица, за какую цену продать собственное имущество.

    3, 4,5) Организация не является налоговым агентом по данным сделкам. Физическое лицо самостоятельно уплачивает НДФЛ, подает декларацию 3 НДФЛ (Подпункт 2 п. 1 ст. 228 НК).
    При подаче декларации 3 НДФЛ нужно заявить имущественный вычет — 250 000 руб.
    Если сумма продажи будет больше потребуется предоставить документы на покупку товаров, подтвердить размер фактических расходов. Как отнесется ИФНС к набору документов от интернет магазина предсказать невозможно, поэтому есть вариант уплаты НДФЛ 13% с суммы свыше 250 000 руб.

    6) Приняты к учету материалы, товары, ОС, приобретенные у работника — Дт 08( 01,10,41) Кт 73
    Оплачены работнику безналично (выданы наличные через кассу) — Дт 73 Кт 51 (50).

    При выплате денег физлицу по договору купли-продажи применять ККТ не нужно (Письма Минфина от 26.12.2019 N 03-01-15/102189, от 10.10.2019 N 03-01-15/77953; ФНС от 10.08.2018 N АС-4-20/15566@).

  2. Спасибо за информацию.
    3, 4, 5) Т.е. имущественный вычет 250 тысяч ген. директор может заявить в любом случае (без подтверждающих документов на расходы)?
    7) А если так ген. директор и дальше будет покупать необходимые товары для фирмы, а потом продавать компании и платить 13% — это нормальная практика? Нет тут ничего противозаконого и не будет ли претензий со стороны налоговой?

  3. Вычет заявить можно в любом случае, это право определено ст. 220 НК «Имущественные налоговые вычеты».

    7) Подобной судебной практики и разъяснений контролирующих органов найти не удалось.
    По данному вопросу лучше проконсультироваться с аудиторами.
    Так же организация может напрямую получить разъяснения в письменном виде от ИФНС, Минфина.
    Это обезопасит от претензий.

Комментарии закрыты.