Письмо Минфина от 12.11.2019 N 03-02-08/87183

Последнее изменение: 29.08.2024

Вопрос: О вызове налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов для дачи пояснений и о предоставлении налоговыми органами информации по налогам и сборам.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 12 ноября 2019 г. N 03-02-08/87183

В соответствии с обращениями от 10.09.2019, от 25.09.2019 Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
1. Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.

В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Так, при наличии информации у налогового органа о факте нарушения законодательства о налогах и сборах налоговый орган после завершения полного комплекса мероприятий налогового контроля и сбора доказательной базы вызывает налогоплательщика, допустившего такое нарушение, в целях побуждения его к добровольному (самостоятельному) устранению выявленного нарушения.
По результатам дачи необходимых пояснений оформляется протокол, который содержит указания на предмет встречи и претензии, предъявляемые налогоплательщику. Указанный протокол не является основанием для возложения на налогоплательщика каких-либо обязанностей либо для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании пункта 1 статьи 99 Кодекса указанный в этой статье протокол составляется в случаях, предусмотренных Кодексом, при проведении действий по осуществлению налогового контроля. Кодексом не предусмотрено распространение положений статьи 99 Кодекса при применении подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса не в связи с налоговой проверкой.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Полагаем, что процедуры, проводимые налоговым органом в пределах своей компетенции в целях побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению законодательства о налогах и сборах, не противоречат Кодексу.

2. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса на налоговые органы возложена обязанность бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Указанную обязанность должны выполнять не только территориальные налоговые органы, но и ФНС России.
Такой обязанности корреспондируют права налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов получать от налоговых органов указанную выше информацию, в том числе о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Представляется, что утверждения в рассматриваемом обращении по вопросам применения подпункта 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса являются ошибочными.

Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:

3. В соответствии с пунктом 8.18 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, полученные обращения по вопросам правоприменительной практики направляются в федеральные службы в соответствии с их компетенцией, об этом информируются заявители.
Обращения от 22.08.2019 и от 23.08.2019, содержащие вопросы о вызове налогоплательщиков в налоговые органы, относящиеся к правоприменительной практике, в установленном порядке и в сроки в соответствии с пунктом 8.18 Регламента Министерства финансов Российской Федерации были направлены в ФНС России письмом Департамента. О направлении указанного письма в ФНС России Вы были проинформированы.
Следовательно, утверждения о нарушении срока исполнения указанных обращений являются безосновательными.
Обжалование актов ненормативного характера налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном главой 19 Кодекса.

Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
12.11.2019

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий