За что платят бухгалтеру?

Последнее изменение: 26.02.2018

Профессия бухгалтера – одна из самых интересных на рынке офисного пролетариата. С одной стороны, в этой сфере работают около трех миллионов человек, а с другой – внедрение автоматизации и программ делает бухгалтеров одной из самых уязвимых групп на рынке труда в будущем. Каковы последние тенденции на рынке, какие бухгалтеры востребованы, каковы их зоны ответственности — этим моментам и посвящена статья.

По каким критериям работодатели могут оценивать бухгалтера

Основные компетенции современного бухгалтера: компьютерные навыки, экономическая грамотность, готовность без авралов сдавать налоговую отчетность.

  1. Владение 1С – основное требование-минимум для отечественных бухгалтеров. В среднем и крупном бизнесе это очень востребованная программа, которая позволяет вести не только оперативный и налоговый учет, но и строить финансовую аналитику. Очень желательно уметь пользоваться и Excel, которая используется как в комплексе с 1С, так и отдельно.
  2. Другой важный компонент – экономическая грамотность. Мало вбить цифры, получить выкладки из 1С – нужно уметь интерпретировать полученные данные. Важно знать и применять финансовую терминологию, чтобы спокойно дискуссировать с коллегами и работодателем.
  3. Внимательность и своевременность при ведении отчетности – ключевые компетенции бухгалтера. При желании проверяющих органов придраться к компании, легче всего это сделать через ошибки в ведении бухгалтерской отчетности. Не нужно давать им шансов!
  4. Бухгалтер должен быть внимателен к последним требованиям по отчетности, которые обновляются с пугающей скоростью. То, что «прокатывало» в предыдущем квартале, может сойти за ошибки в этом.

Можно перечислить еще много качеств, необходимых современному бухгалтеру, но без этих базовых основ они будут просто бесполезны.

За что отвечает бухгалтер

В отечественных суровых реалиях первоначальная задача бухгалтера – правильное оформление документов для сдачи в банки и государственные органы: налоговую службу и Росстат. Неточно заполненные документы могут привести к куче бюрократических проблем. В последние 2-3 года налоговые служащие, и ранее не отличающиеся снисходительностью, придираются к каждой бумажке, стремясь обосновать новые штрафы к предпринимателям.

В банках, последние год-два, такая же ситуация: неправильно заполненная отчетность может послужить предлогом для задержки выплат и переводов денег. Известны случаи, когда даже крупные банки фактически конфисковывали деньги, мотивируя это неспособностью бухгалтерских проводок объяснить их происхождение.

Поэтому правильное заполнение отчетности, предоставляемой государственным организациям и банкам – это задача номер один для российского бухгалтера.

Вторая по важности задача бухгалтера – управленческий учет. Руководители и владельцы, после чтения отчетности, должны видеть:

Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:

  • основные коэффициенты (ликвидности, рентабельности и пр.) и их динамику;
  • структуру и динамику продаж, издержек, прибыли;
  • что происходит с крупнейшими клиентами и поставщиками;
  • входящие и исходящие потоки денежных средств.

Бухгалтер должен быть готов ответить на вопросы по полученным цифрам в разрезе всей фирмы, а не только по каким-то частным операциям.

Третья зона ответственности бухгалтера – заполнение и подготовка каждодневных счетов, справок и проводок. Что необходимо не только для упорядочивания отчетности, но и для того, чтобы проверяющие – как налоговики, так и аудиторы — не находили повода придраться и выкатить штраф.

Помимо этих трех компонентов, бухгалтер отвечает за правильность заполнения отчетности, разработку учетной политики, графика документооборота и так далее. Впрочем, если бухгалтер работает в крупной компании, то и сфера ответственности значительно ниже.

Как бухгалтеру показать, что его работа эффективна и за нее нужно платить

Качество, измеримость, востребованность – вот основные предпосылки для требований о повышении зарплаты.

  1. К выполненной работе должно быть минимум нареканий.
  2. Работа должна быть измерена как по времени, так и по деньгам, которые сэкономил работодатель, благодаря квалификации бухгалтера.
  3. Необходимо четко показать: для кого, какая, и в каком объеме выполнена работа.

Если все эти компоненты присутствуют, а также проведен предварительный мониторинг рынка труда, то можно смело просить прибавки к своему вознаграждению.

Советы для бухгалтера

В течение многих лет компетенции бухгалтера ограничивались РСБУ (правилами отечественной системы отчетности). Именно по этим правилам обучали бухгалтеров, заполняли отчетность, готовили цифры и проводили анализ. Стандарты международной отчетности (МСФО) были знакомы относительно небольшому кругу людей, работающих в бухгалтериях крупнейших компаний.

Все изменилось с 2010 года, когда был принят ФЗ N 208, устанавливающий курс на полноправную интеграцию МСФО и РСБУ. Если сначала внедрение МСФО происходило в сверхкрупном международном бизнесе, то сейчас все больше крупных и средних отечественных компаний рассматривают эти стандарты как обязательные. Поэтому, если бухгалтер планирует работать в крупной компании, нелишним будет иметь представление не только о традиционной отчетности, но и об МСФО.

Далее, реалии современного среднего и малого бизнеса требуют от бухгалтера умений работать как с «официальными» цифрами, так и с «неофициальными». Об этом могут не говорить на собеседованиях в средних и мелких компаниях, но ждут этих умений на практике.

Хорошее владение методами налоговой оптимизации – еще один востребованный навык. Налоговая оптимизация не запрещена законом, и бухгалтер, который может квалифицированно использовать лазейки в законодательстве для экономии налоговых выплат, получает большое преимущество на рынке.

Тенденции на бухгалтерском рынке труда

  1. Автоматизация – массовое распространение компьютерных программ, онлайн ресурсов, оказывает все большее давление на бухгалтеров, не столько в плане работы, сколько в плане оплаты их труда.
  2. Удаленка – очень много бухгалтеров работают на удаленном доступе. Это удобно и для них, и для работодателя: не нужно тратиться на офис, компьютер, транспорт. Важно и то, что сотрудники на удаленном доступе, работающие в малых городах, готовы трудиться за меньшие деньги.
  3. Аутсорсинг – все больше компаний из мелкого бизнеса не видят смысла содержать своего бухгалтера, и обращаются к услугам специализированных фирм, которые берут на себя как ведение отчетности, так и ответственность за её правильное оформление. По затратам для малого бизнеса это немногим отличается, но, если бухгалтер совершит ошибку, то при аутсорсинге бизнесмен может получить возмещение с фирмы, что сомнительно при собственном бухгалтере.

При всех описанных выше моментах, квалифицированные бухгалтеры являются востребованными на рынке. Ведь умения минимизировать налоги, квалифицированно готовить отчетность и общаться с налоговиками не заменит никакая компьютерная программа.

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email