Письмо ФНС от 09.08.2024 N ЕА-4-15/9132@

Последнее изменение: 26.09.2024

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 9 августа 2024 г. N ЕА-4-15/9132@

О ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТ. 119 НК РФ
ПО НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2 КВАРТАЛ
(ПОЛУГОДИЕ, ИЮНЬ) 2024 ГОДА

ФНС России обращает внимание, что в связи с истечением 21.07.2024 срока аккредитации удостоверяющего центра АО «Калуга Астрал» (далее — УЦ АО «Калуга Астрал») начиная с указанной даты все выданные данным удостоверяющим центром квалифицированные сертификаты электронной подписи прекратили свое действие на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Вместе с тем возможны случаи представления в период с 21.07.2024 по 23.07.2024 налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщиками, получившими квалифицированные сертификаты в УЦ АО «Калуга Астрал».
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 4.1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае установления в ходе проведения мероприятий налогового контроля факта подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом такая налоговая декларация (расчет) считается непредставленной.
Таким образом, все налоговые декларации (расчеты), поступившие в налоговые органы в период с 21.07.2024 по 23.07.2024 и подписанные квалифицированной электронной подписью (далее — КЭП), сертификат которой выдан УЦ АО «Калуга Астрал», считаются непредставленными.
Одновременно в отношении части налоговых деклараций (расчетов), направленных налогоплательщиками с 23.07.2024 по 25.07.2024 и подписанных КЭП, сертификат которой выдан УЦ АО «Калуга Астрал», было отказано в приеме по основаниям, указанным в Административном регламенте Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденном Приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ (далее — Административный регламент), определены сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых налоговыми органами при приеме налоговых деклараций (расчетов).
Пунктом 19 вышеуказанного Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в части приема налоговых деклараций (расчетов), в том числе представление налоговой декларации (расчета), подписанной руководителем (иным представителем — физическим лицом) организации-заявителя (физическим лицом — заявителем или его представителем), у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) либо отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае представления налоговой декларации (расчета), в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС).
Пунктом 1 статьи 119 Кодекса предусмотрена ответственность за несвоевременное представление налоговых деклараций (расчетов) в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
В связи с вышеуказанной ситуацией в случае повторного представления налогоплательщиками позже установленного Кодексом срока налоговых деклараций (расчетов) при принятии решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 119 Кодекса необходимо учитывать следующее.
1. Налоговый орган не инициирует процедуру привлечения к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 119 Кодекса, с учетом положений статей 106, 109 Кодекса в случаях:
а) если декларация признана непредставленной, при одновременном выполнении следующих условий:
1) налоговая декларация (расчет) направлена в период с 21.07.2024 по 23.07.2024 и до признания ее непредставленной налогоплательщиком в налоговый орган не направлена уточненная налоговая декларация, подписанная КЭП с действующим сертификатом;
2) в ветке АИС «Налог-3» «Налоговое администрирование\Внешний информационный обмен\Журналы\Журнал приема сведений от ГП-3/ПС МВ/ЛК» в графе «Наименование УЦ сертификата» по данной налоговой декларации (расчету) указано АО «Калуга-Астрал»;
3) сведения о такой налоговой декларации (расчете) перенесены в ветку «Налоговое администрирование\Контрольная работа (налоговые проверки)\121. Камеральная налоговая проверка\037. Реестр деклараций, подлежащих аннулированию»;
4) налоговая декларация (расчет) повторно направлена в налоговый орган в течение 5 дней с даты отправки в адрес налогоплательщика уведомления о том, что декларация (расчет), поданная ранее, признана непредставленной;
5) повторно представленная налоговая декларация (расчет) подписана КЭП с действующим сертификатом;
б) если до признания первичной (предыдущей) налоговой декларации (расчета), подписанной КЭП, сертификат которой выдан УЦ АО «Калуга Астрал», налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет); в данном случае указанную первичную (предыдущую) налоговую декларацию (расчет) признавать непредставленной не требуется;
в) если в приеме налоговой декларации (расчета) было отказано по основаниям, указанным в подпунктах 5, 6 пункта 19 Административного регламента, при одновременном выполнении условия о представлении новой налоговой декларации (расчета) в течение 5 дней с даты получения налогоплательщиком уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета), бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме и (или) о том, что расчет считается непредставленным.
2. При выявлении в рамках камеральной проверки нарушения, установленного пунктом 1 статьи 119 Кодекса, и вручении налогоплательщику акта налоговой проверки такой налогоплательщик не привлекается к ответственности по вышеуказанной статье по результатам рассмотрения материалов проверки в случае подтверждения им попытки направления в период с 21.07.2024 по 25.07.2024 налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) (с приложением подтверждающих документов).
Для подтверждения указанной попытки согласно имеющейся судебной практике налогоплательщику необходимо представить документ, формируемый оператором ЭДО или разработчиком бухгалтерских учетных систем и содержащий данные о дате и времени попытки отправки налогоплательщиком (его уполномоченным представителем) налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС.
Такими подтверждающими документами являются в том числе письма от операторов ЭДО о невозможности отправки налоговых деклараций (расчетов) в указанный период, соответствующий срокам представления налоговых деклараций (расчетов), установленным Кодексом, по причине прекращения действия сертификатов КЭП, выданных УЦ АО «Калуга Астрал».
Руководителям (исполняющим обязанности руководителей) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальников) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам необходимо довести настоящее письмо до подведомственных налоговых органов и обеспечить его применение.
Одновременно сообщается, что территориальным налоговым органам не требуется доводить указанную информацию до налогоплательщиков через операторов ЭДО. Соответствующая информация будет доведена Управлением камерального контроля и Управлением электронного документооборота до заинтересованных налогоплательщиков, взаимодействующих с налоговыми органами по ТКС через операторов ЭДО.

Заместитель руководителя
Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
А.В.ЕГОРИЧЕВ

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Оцените публикацию
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий