Как получить помощь малому бизнесу от государства в связи с коронавирусом

Регламентирующий документ

Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 (действует с 27.04.2020), от 12.05.2020 N 658.

Кому дают

Претендент должен одновременно отвечать следующим критериям:

  1. Быть МСП, включенным по состоянию на 1 марта 2020 г. в ЕРМСП и ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Перечень таких отраслей утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434.
    Получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020.
  2. Получатель субсидии — организация не должна находиться в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не должна быть введена процедура банкротства, не должно быть принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ.
  3. У получателя субсидии по состоянию на 01 марта 2020 должна отсутствовать недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3 000 руб. с учетом налоговых переплат и сведений о ее погашении, имеющихся у налоговой на дату подачи заявления о предоставлении субсидии. Как формируются сведения о наличии/отсутствии задолженности при предоставлении субсидий налоговики подробно рассказали на своем сайте.
  4. Количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, должно составлять не менее 90% количества работников в марте 2020. Или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020. Субсидия предоставляется в мае 2020 года за сохранение численности работников в апреле 2020 года и в июне 2020 года — за сохранение численности работников в мае по сравнению с мартом 2020 года. Сохранение рабочих мест является одним из главных условий получения субсидии.

Сколько удастся получить

Субсидия выделяется за апрель и за май 2020.

Размер субсидии за каждый месяц определяется как произведение величины МРОТ по состоянию на 1 января 2020., составляющей 12 130 руб:

  • на количество работников в марте 2020 — в отношении организаций;
  • на количество работников в марте 2020, увеличенное на единицу, — в отношении индивидуальных предпринимателей.

Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине МРОТ.

Для организаций:

  • Количество работников в марте × 12 130 руб.

Для индивидуальных предпринимателей:

  • (Количество работников в марте* + 1) × 12 130 руб.
    * — если нет наемных работников, то размер субсидии равен 12 130 руб.

Количество работников получателя субсидии определяется ФНС России на основании данных формы СЗВ-М, предоставляемых ПФР.

Если формы СЗВ-М за март, апрель, а затем и за май не представлены, субсидии получить нельзя! Чем раньше Вы представите СЗВ-М, тем раньше получите выплату!

В случае установления факта искажения получателем субсидии данных в СЗВ-М, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет.

Как получить

Нужно направить в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявление:

  • в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика — юридического лица (личный кабинет налогоплательщика — индивидуального предпринимателя) — форма заявления доступна в разделе «Сервисы»;
  • или в виде почтового отправления по форме согласно Приложению N 2 к Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 N 576. Заявление можно заполнить на сайте ФНС России https://www.nalog.ru. В этом случае после формирования заявления, его нужно распечатать для отправки по почте.

Заявления направляются отдельно за каждый месяц – апрель и май.

Для получения субсидии за апрель 2020 нужно направить заявление в налоговый орган в период с 1 мая до 1 июня 2020, для получения субсидии за май 2020 — с 1 июня до 1 июля 2020.

Налоговый орган проверяет сведения, которые представил налогоплательщик и которые имеются у налогового органа.

Проверка занимает до трех рабочих дней. Информация о ходе рассмотрения заявления на получение субсидии размещается на официальном сайте ФНС России https://www.nalog.ru.

В случае положительного результата проверки орган ФНС производит расчет размера субсидии и в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го соответственно мая (июня) передает Федеральному казначейству данные для выплаты субсидии. Затем Федеральное казначейство обрабатывает полученные от ФНС России реестры на выплату и когда оно произведет выплату, ФНС России проинформирует об этом получателя.

Таким образом, выплата будет производиться за апрель не ранее конца мая, за май – не ранее конца июня.

Если получателю отказано в субсидии, ФНС России также уведомит об этом налогоплательщика по ТКС, через Личный кабинет на сайте ФНС России или почтовым отправлением. Отказ возможен только если получатель не соответствует критериям или подал заявление с опозданием.

На какие цели выделяется субсидия

Средства предназначены для частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г.

Таким образом, субсидия может расходоваться на любые цели, связанные с деятельностью лица. Обязанность израсходовать всю сумму или ее часть именно на выплату заработной платы не установлена.

Полученные средства нельзя называть строго целевыми, т.к. конкретные направления использования Постановлением N 576 не определены, однако по смыслу данной меры господдержки субсидию необходимо использовать на поддержание жизнеспособности бизнеса организации или ИП в сложившихся кризисных условиях. Как отметил Президент РФ на совещании с членами Правительства РФ (см. Стенограмму совещания Президента с членами Правительства от 15.04.2020), «эти средства предприятия смогут направить на решение текущих самых неотложных задач». Если субсидия будет потрачена на совершенно иные цели (скажем, на выплату дивидендов участникам, личные нужды ИП и т.п.), ее можно будет считать использованной не по целевому назначению.

В связи с этим, во-первых, нужно помнить, что в силу п. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в бюджет. Возврата может потребовать орган Федерального казначейства по результатам контроля расходования средств. Во-вторых, если даже вопрос о возврате средств не встанет, при нецелевом использовании субсидии не представляется возможным использовать установленные налоговые льготы в части НДС, налога на прибыль, а также налогов, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов. В-третьих, необходимо тщательно сохранять документы, в т.ч., бухгалтерские справки, распоряжения руководителя, платежные документы, банковские выписки из которых можно заключить на какие именно цели были использованы полученные средства.

Как отразить в бухучете и бухгалтерской отчетности

Бухучет субсидий ведется с применением ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Для учета субсидий используется счет 86 «Целевое финансирование».

Наименование операции Проводка
Дт Кт
Получение суммы субсидии 1 51 86
Бюджетные средства направлены на финансирование расходов (приобретены материалы, основные средства, работы, услуги, начислена заработная плата и т.п.) 2 86 98.02 «Безвозмездные поступления»
Бюджетные средства признаны в составе прочих доходов 2. Доход признается по мере учета расходов, в т.ч., начисления амортизации по основным средствам, отпуска материалов в производство и т.п. Расходы учитываются в обычном порядке 3 98.02 91.01
Возврат субсидии при выявлении факта необоснованности ее получения (записи в 2020 при возврате в этом году) 4 98.02 86
91.01 98.02
86 51
Возврат субсидии при выявлении факта необоснованности ее получения (записи в 2021 или последующие годы при возврате в эти годы и при условии, что сумма субсидии была полностью потрачена) 5 91.01 76
76 51

Примечание

  1. Учитывая, что субсидия выделяется оперативно и организация получает информацию о ее выделении практически в то же время, как и саму субсидию, сумму задолженности бюджета по выделенной субсидии перед организацией можно не учитывать, а сразу отразить поступление средств. Это соответствует п. п. 5, 7 ПБУ 13/2000.
  2. Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе (п. 9 ПБУ 13/2000):
    • суммы бюджетных средств, использованные на финансирование капитальных затрат — по мере начисления амортизации на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации. При этом целевое финансирование учитывается при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов по мере начисления амортизации на финансовые результаты организации;
    • суммы бюджетных средств, использованные на финансирование текущих расходов — в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету запасов и других активов с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
  3. В случае незамедлительного расходования средств субсидии, признание доходов будущих периодов не требуется. То же самое можно сказать о ситуации, когда предоставленные средства направлены на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды. Допускается проводка Дт 86 Кт 91.01 вместо поводок Дт 86 Кт 98.02 и Дт 98.02 Кт 91.01 (п. 10 ПБУ 13/2000).
  4. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить субсидию, признанную ранее в этом же, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи (п. 13 ПБУ 13/2000).
  5. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить субсидию, полученную в предыдущие годы, то на сумму, подлежащую возврату, производится запись:
    • в части бюджетных средств на финансирование текущих расходов — в уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности по их возврату. Если сумма, подлежащая возврату, превышает соответствующий остаток целевого финансирования или такой остаток отсутствует вовсе, то в бухгалтерском учете производится запись в уменьшение финансовых результатов организации и возникновение задолженности по их возврату;
    • в части предоставленных бюджетных средств на финансирование капитальных затрат — в уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их возврату. Одновременно уменьшаются финансовые результаты организации и восстанавливается целевое финансирование на сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была начислена, и несписанной суммы доходов будущих периодов.

В бухгалтерском балансе в строку 1530 «Доходы будущих периодов» включаются:

  • бюджетные средства, направленные коммерческой организацией на финансирование текущих расходов (пп. «г» п. 20 ПБУ 13/2000);
  • остаток средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств, учитываемые на счете 86 «Целевое финансирование» (пп. «а» п. 20 ПБУ 13/2000).

Если субсидия была направлена на финансирование капитальных затрат, сумма доходов будущих периодов представляется в бухгалтерском балансе одним из следующих способов (п. 21 ПБУ 13/2000):

  • в составе долгосрочных обязательств. При этом суммы, отнесенные в отчетном периоде на финансовые результаты, представляются в отчете о финансовых результатах в качестве отдельной статьи доходов;
  • в качестве регулирующей величины, уменьшающей балансовую стоимость внеоборотных активов. При этом суммы, отнесенные в отчетном периоде на финансовые результаты, уменьшают в отчете о финансовых результатах расходы по амортизации.

Доходы будущих периодов в части субсидии, используемой на финансирование текущих затрат, представляются в Отчете о финансовых результатах по выбору организации в качестве отдельной статьи доходов (с учетом существенности), либо в качестве суммы, уменьшающей расходы, на финансирование которых будет израсходована субсидия.

В Отчете о движении денежных средств сумма субсидии квалифицируется как денежный поток от текущих операций и включается в раздел «Денежные потоки от текущих операций» по строке «Поступления — всего» (строка 4110).

В пояснениях к бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация о субсидии:

  • характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
  • способы представления информации в бухгалтерской отчетности, выбранные организацией.

Как субсидия облагается налогами

Сумма субсидии, полученной из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в ЕРМСП и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от пандемии, считается необлагаемыми доходами:

Плательщикам ЕНВД необходимо учесть следующее. Уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), уплата ИП ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД) (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Субсидии юридическим лицам и ИП согласно п. 1 ст. 78 БК РФ выделяются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Рассматриваемые нами субсидии отвечают этому определению и, если направляются оплату расходов по видам деятельности, облагаемым ЕНВД, то не требуют учета в рамках других систем налогообложения. Если плательщик ЕНВД сочетает виды деятельности, в отношении которых уплачивается единый налог, с видами деятельности, в отношении которых применяются ОСН, УСН или ПСН, необходимо уточнить на какие цели расходуется субсидия и соответственно распределить ее в целях налогообложения между этими налоговым режимами (налог в любом случае с этого дохода не уплачивается, однако для налоговой отчетности может быть важно под какой именно налоговый режим попадает этот доход).

ИП, применяющие ПСН, сумму субсидии в доходы, облагаемые НДФЛ, не включают (пп. 1 п. 10 ст. 346.43 НК РФ). Предприниматель, применяющий ПСН, не отражает суммы субсидий в Книге учета доходов, т.к. такие поступления не являются доходами от реализации (п. 1 ст. 346.53 НК РФ, п. 2.4 Порядка заполнения Книги учета доходов, утв. Приказом Минфина РФ от 22.10.2012 N 135н).

При нецелевом использовании средств субсидий налогоплательщику следует отказаться от использования налоговой льготы и признать облагаемый доход, если соответствующая сумма не возвращена в бюджет.

Расходы, осуществленные за счет рассматриваемых субсидий, в целях налогообложения прибыли не учитываются (п. 48.26 ст. 270 НК РФ). Они также не могут быть учтены плательщиками УСН или ЕСХН, ввиду того, что они не соответствуют критериям ст. 252 НК РФ, как того требуют п. 2 ст. 346.16 НК РФ и п. 3 ст. 346.5 НК РФ.

Организация – плательщик налога на прибыль при заполнении Листа 02 «Расчет налога» Декларации по налогу на прибыль по строкам 010 — 050 не указывает суммы полученных доходов в виде средств целевого финансирования, целевых поступлений и других доходов, указанных в ст. 251 НК РФ, и произведенных за счет этих доходов расходов (п. 5.2 Порядка заполнения Декларации, утв. Приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@). В Приложении N 1 к Листу 02 «Доходы от реализации и внереализационные доходы» Декларации по строке 103 отражаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, но, как заложено в этой строке — кроме указанных в ст. 251 НК РФ. В Декларацию по налогу на прибыль не нужно включать и Лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования», который заполняется организациями при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК РФ. Дело в том, что Лист 07 включается в состав Декларации согласно п. 14 ст. 250 НК РФ и п. 18.1 Порядка заполнения Декларации, утв. Приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ только тогда, когда требуется раскрыть факт целевого использования целевых поступлений или целевого финансирования для целей применения п. 14 ст. 250 НК РФ, а этот пункт не касается бюджетных средств в силу прямого указания, данного в нем.

Налогоплательщик, применяющий УСН, суммы субсидий, а также суммы расходов, понесенных за их счет, в Книге учета доходов и расходов не отражают (п. 2.4, 2.5 Порядка заполнения КУДиР, утв. Приказом Минфина РФ от 22.10.2012 N 135н). В Декларации, подаваемой «упрощенцем», имеется Раздел 3 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования», где должны отражаться все средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, указанные в п. 1 и 2 статьи 251 НК РФ. К таким средствам относятся и суммы рассматриваемых нами субсидий.

Аналогично следует поступить плательщикам ЕСХН в отношении одноименного Раздела 3 их декларации, утв. Приказом ФНС России от 28.07.2014 N ММВ-7-3/384@.

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» к рассматриваемым субсидиям не применяются положения пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ. Это означает, что получаемые средства НДС не облагаются, а в случае их расходования на приобретение товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежат вычету в общем порядке. Сама сумма субсидии в налоговую базу по НДС не включается, поскольку не связана с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), реализуемых налогоплательщиком (п. 2 ст. 154 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, Письмо ФНС России от 03.04.2018 N СД-4-3/6286@ (вместе с <Письмом> Минфина РФ от 02.04.2018 N 03-07-15/20870)).

В некоторых субъектах РФ власти предусмотрели субсидии для бизнеса, пострадавшего от распространения COVID-19. К таким субсидиям неприменимы налоговые льготы, рассмотренные нами выше, поскольку они имеют источник финансирования, отличный от федерального бюджета (п. 82 ст. 217 НК РФ, пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона N 121-ФЗ).

Суммы таких субсидий включаются в облагаемый доход получателя, а «входной» НДС, оплаченный из средств субсидии, вычету не подлежит.

Дело в том, что доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Порядок признания в целях налогообложения прибыли организаций доходов в виде субсидий, не указанных в ст. 251 НК РФ, установлен п. 4.1 ст. 271 НК РФ.

В общем порядке учитываются такие субсидии и при применении специальных налоговых режимов.

По общему правилу, применимому и в случаях получения субсидий и бюджета субъекта РФ, при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат (п. 2.1 ст. 170 НК РФ). НДС учитываются единовременно в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Будем следить за новостями,
выходом нормативных документов
и держать вас в курсе всех событий!

Все подробности доступны
в нашей специальной рубрике Антикарантин.

Читать все материалы рубрики Антикарантин →

См. также

Если Вы еще не подписаны:

Активировать демо-доступ бесплатно →

или

Оформить подписку на Рубрикатор →

После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С:Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Карточка публикации

Разделы: , , ,
Рубрика: / / / / /
Объекты / Виды начислений:
Последнее изменение: 01.06.2020
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд

(5 оценок, среднее: 4,60 из 5)


Загрузка...
Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

Комментарии закрыты