Работа бухгалтера связана с ответственностью, взаимодействием с налоговыми органами и руководством, поэтому ничего удивительного, что этот род деятельности сопровождается стрессовыми и спорными ситуациями. В этой статье мы расскажем, как выйти из конфликта с минимальными потерями.
Содержание
Возможные конфликты на работе
Профессиональный бухгалтер должен уметь справляться с конфликтом, под которым понимают столкновение интересов и мнений нескольких сторон. Хороший специалист с особой тщательностью относится к оформлению документов, требует исполнительности и внимательности от персонала компании, ведь любая ошибка в этой сфере может привести к серьезным последствиям. Уже это может привести к появлению конфликта между бухгалтером и нерадивым сотрудником.
Также специалист, работающий над формированием отчетности, нередко должен выполнять большие объемы работы в короткие сроки. Не всегда начальство со всей серьезностью относится к этой задаче.
Если руководство нагружает дополнительной работой в горячий период составления отчетности, то следует корректно напомнить начальнику о важности обязанностей бухгалтера. Такой специалист просто не имеет права на ошибки в документах, поэтому если руководство не хочет проблем, просто нельзя подвергать его дополнительному стрессу или нагрузке.
Конечно, на работе часто происходят обычные межличностные конфликты между сотрудниками компании, которые могут быть вызваны столкновением интересов или разных точек зрения. В офисе необходимо руководствоваться принципами делового общения и этики, однако при стрессовых ситуациях не всегда можно справиться с эмоциями. Давайте выясним, какие способы выхода из конфликтных ситуаций существуют и когда стоит ими воспользоваться.
Способы решения конфликтов
Стиль конкуренции
Применяется в тех случаях, когда бухгалтер намерен отстаивать свои интересы даже в ущерб других сторон. Такая модель поведения дает возможность проявить силу характера, показать важность своих убеждений и нравственной позиции.
Нельзя лишать значимости однозначно правильную позицию, поэтому можно обсудить проблему с руководством высокого уровня либо обратиться к независимому консультанту. В рамках способа решения в стиле конкуренции бухгалтер может обратиться в контролирующие органы либо заявить начальству о такой возможности.
Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:
Стиль конкуренции эффективен для решения конфликтов, если:
- исход ситуации крайне важен для одной из сторон;
- бухгалтер обладает достаточной силой воли, властью и авторитетом;
- специалист чувствует, что принимаемое решение является единственно верным.
Например, если менеджер предлагает неправильно оформленные документы, четко укажите на необходимость более внимательного отношения к этому вопросу. Можно воспользоваться собственным авторитетом и даже обратиться за помощью к руководству, если такие случаи повторяются регулярно.
Стиль уклонения
Уклонение от взаимодействия с другой стороной стороной уместно, если вопрос не носит серьезного характера. Иногда бегство от конфликта помогает избежать неприятных ситуаций, однако этот стиль поведения не помогает устранить проблему.
Бухгалтер выбирает уклонение, если не готов решать конфликт либо его исход не является важным. Этот способ может использоваться, если противник обладает большей властью, а также в тех случаях, когда спорная ситуация должна скоро сойти на нет.
Стиль уклонения в решении спорных ситуаций применяется, если:
- проблема не столь важна для конфликтующей стороны;
- необходимо ослабить накал напряженной ситуации;
- оппонент обладает большим авторитетом и властью;
- нет необходимости принимать решение в данный момент;
- человек желает выиграть время, чтобы разрешить конфликт в свою пользу.
Стиль сотрудничества
Стиль сотрудничества является эффективным способом решения конфликта, при котором человек учитывает интересы другой стороны, но не игнорирует собственную выгоду. Он предполагает совместное обсуждение проблемы, которое помогает найти путь решения ситуации, который удовлетворит всех заинтересованных лиц.
В рабочем коллективе предпочтительно выбирать именно этот способ решения конфликта, чтобы выработать определенную схему поведения, пригодную для дальнейшего использования. В данной ситуации важно уметь выражать свои мысли, требования и желания, чтобы их могли принять во внимание участники конфликта. Такой подход требует терпимости, умения слушать, а также достаточного количества времени.
Стиль сотрудничества используется в следующих ситуациях:
- необходимо разработать стратегию долгосрочного взаимодействия;
- участники конфликта имеют похожие ресурсы и силу авторитета;
- важно учесть интересы сторон, но компромисс и уступки невозможны;
- стороны конфликта находятся в хороших отношениях, которые стремятся сохранить.
Например, если генеральный директор требует взыскания дебиторской задолженности, можно совместно разработать план, который позволит достигнуть нужного результата. Предоставьте начальнику сведения о тех шагах, которые были предприняты для получения задолженности, чтобы руководство не могло обвинить бухгалтерию в бездействии. Если начальник предложит подходящий вариант для разрешения конфликта, воспользуйтесь им, если же начальник не сможет придумать выход из ситуации, стоит ли требовать этого от подчиненных.
Стиль компромисса
Компромисс — это возможность пойти на обоюдные уступки для разрешения конфликта. Этот способ применим в тех случаях, когда стороны стремятся к одному результату, но разными способами. Прежде всего необходимо выяснить желания оппонента, выслушать его, а затем понять, в чем могут быть уступки с вашей стороны.
Стиль компромисса применяется, если:
- стороны обладают равными ресурсами, но их желания не могут быть удовлетворены обоюдно;
- временное решение устроит оппонентов;
- аргументы другой стороны столь же убедительны, как и ваши;
- компромисс позволит получить больше, чем потерять.
Заключение
Выбор конкретного способа решения конфликта зависит от анализа ситуации, собственных желаний и ресурсов, авторитета и позиции противника. Чтобы найти правильное решение, следует обозначить важность собственных интересов, постараться оценить обоснованность требований оппонента, не поддаваться давлению и манипуляциям, и самое важное — сохранять спокойствие. Не забывайте, что вам еще придется работать с коллегами, поэтому постарайтесь избежать агрессивного поведения, за которое может быть стыдно в дальнейшем.
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно